Х5 может начать прямой импорт фруктов и овощей
Как стало известно РБК daily, Х5 Retail Group изучает возможность прямого импорта фруктов и овощей, без участия дистрибьюторов. Решение по этому вопросу может быть принято в ближайшие несколько месяцев
Основные конкуренты компании — «Магнит» и «Дикси» — возят сами эти продукты из-за границы уже более года. Доля в выручке торговых сетей от овощей и фруктов может доходить до 12%, говорят ритейлеры.
«Прямой импорт, судя по имеющемуся на рынке опыту и данным,
интересен Х5, но насколько активно и когда начать им заниматься — вопрос
расчетов и приоритетов, — заявил РБК daily директор по корпоративным отношениям
компании Михаил Сусов. — Всегда при разработке идеи выхода в даже очень
интересное смежное направление встает вопрос выбора: продолжать
концентрироваться на основном бизнесе или заняться чем-то еще».
По словам г-на Сусова, компания хочет понять, стоит ли в ближайшее время
отвлекать ресурсы для нового проекта. Х5 закончит расчеты по этому вопросу
через несколько месяцев, после чего, возможно, начнет самостоятельный импорт
фруктов и овощей. Традиционно странами-поставщиками являются Турция, страны
Африки, Латинской Америки и Европы.
Кое-какие наработки в области самостоятельной
транспортировки продукции из-за границы у компании есть. В прошлом ноябре Х5
начала продавать творожки, десерты и йогурты под собственной торговой маркой
(СТМ), произведенные во Франции.
Конкуренты также стараются сэкономить на сокращении цепочки. С 2009 года в
«Магните» работает департамент импортных закупок. Именно тогда ритейлер начал
использовать прямой механизм взаимодействия с иностранными производителями —
возить своими силами фрукты и овощи, минуя дистрибуционное звено.
Заместитель гендиректора краснодарского ритейлера Олег Гончаров рассказал, что
компания присоединила к этим категориям также такие товары, как макароны и
французские сыры. Сейчас доля прямого импорта в обороте «Магнита» составляет не
менее 10%.
Хотя, согласно документам Арбитражного суда Краснодарского края, история с самостоятельной транспортировкой товара может иногда доставлять головную боль. Так, например, осенью этого года ЗАО «Тандер» (головная компания сети «Магнит») пришлось судиться с Новороссийской таможней, которая скорректировала стоимость турецкого винограда (53,1 тыс. кг) с 2,2 до 2,4 млн руб. и выставила требование об уплате таможенных платежей в 38 тыс. руб. «Тандер» не согласился с корректировкой стоимости винограда, и суд встал на его сторону.
Более года назад прониклись этой идеей и в «Дикси». В магазины своей сети ритейлер сам начал доставку фруктов и овощей из Северной Африки, Латинской Америки и Европы. Директор по работе со СМИ Лаврентий Губин говорит, что в целом плодоовощное подразделение занимает до 12% в продажах сети. «Около половины приходится на собственный импорт, а в зависимости от сезона этот показатель может достигать и 80%», — уточнил он. Г-н Губин поясняет, что в первую очередь этот проект выгоден тем, что компания может сама контролировать качество продуктов.
Аналитик «Уралсиба» Тигран Оганесян подсчитал, что валовая
маржа дистрибьюторов импортных фруктов и овощей составляет 15—20%. Если
ритейлер принимает эти функции на себя, то часть маржи он закладывает в
отпускную цену, которая становится ниже, — так делает «Магнит», либо поднимает
свою валовую маржу, как это делает «Дикси», говорит г-н Оганесян. «При этом
торговой компании нужно вкладываться в развитие складов, транспорт», —
добавляет аналитик.
Источник: РБК Daily