"Лента" завязалась на миллиард
Инвестфонд TPG Capital профинансирует покупку контрольной доли в сети "Лента" у Августа Мейера за счет заемных средств: кредит примерно на $900 млн под залог акций сети одобрил другой миноритарий "Ленты" — ВТБ. Заем планируется оформить на саму "Ленту" — это позволит получить более высокую доходность от инвестиций, но грозит ритейлеру троекратным увеличением долга
ВТБ одобрил "крупную кредитную линию" для розничной сети "Лента", рассказал "Ъ" близкий к банку источник. Другой собеседник, со стороны акционеров "Ленты", уточнил, что речь идет примерно о $900 млн. Кредит пойдет на финансирование сделки по выкупу инвестфондом TPG Capital, "ВТБ Капиталом" и ЕБРР 44% акций "Ленты" у ее крупнейшего акционера Августа Мейера и дружественных ему миноритариев. В качестве обеспечения ВТБ получит приобретаемый пакет акций "Ленты", говорят собеседники "Ъ".
Источник, близкий к TPG, подтвердил, что такой кредит одобрен: по его словам, речь идет о схеме leveraged buy out (LBO): она предполагает, что задолженность по кредиту отражается на балансе приобретаемой компании (сеть принадлежит ООО "Лента", 100% которой находится в собственности Lenta Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах), но "фактическим заемщиками выступают покупатели доли", в данном случае — TPG. На выданный заем "Лента" выкупит на себя акции Августа Мейера — его доля погасится, а доли других акционеров вырастут, объясняет собеседник "Ъ".
С 9 августа TPG, ЕБРР и "ВТБ Капитал" занимаются оформлением сделки по выкупу доли в "Ленте" у Августа Мейера: стороны подписали соглашение, по которому должны получить около 44% "Ленты" примерно за $1,14 млрд. Сделку планируется закрыть до 26 сентября, рассказал "Ъ" вчера источник, близкий к "Ленте". TPG должен получить 57,24% "Ленты" (ранее владел до 25%), ЕБРР увеличит долю в сети с 11% до примерно 20% (см. "Ъ" от 10 августа). Остальные 22,7% разделят "ВТБ Капитал" и миноритарии, не участвовавшие в выкупе.
Чтобы доли покупателей выросли так, как это оговорено в соглашении, TPG, ВТБ и ЕБРР должны будут инвестировать непосредственно в капитал "Ленты" собственные средства в соответствующей пропорции, объясняет собеседник "Ъ". Эта схема одобрена и теми миноритариями, которые не участвуют в сделке, утверждает источник, близкий к TPG.
В ВТБ и TPG от официальных комментариев вчера отказались.
"Лента" владеет 39 гипермаркетами в РФ, включая 14 в Санкт-Петербурге. Продажи в 2010 году — 70,6 млрд руб. (плюс 27% к 2009 году). Основные владельцы на август 2011 года — Август Мейер (40,6%), "ВТБ Капитал" и TPG Capital (30,8%), ЕБРР (11%). По итогам 2010 года "Лента" — шестой по выручке продуктовый ритейлер в России.
Схема LBO позволяет фондам увеличить доходность от инвестирования собственных средств, говорит управляющий директор Svarog Capital (бывшая "Ренова Капитал") Олег Царьков. В его практике были подобные сделки: в 2006 году фонды "Реновы" вместе с Александром Мамутом приобретали 100% акций "Корбина Телеком". Тогда покупатели проинвестировали в капитал оператора только $55 млн собственных средств, еще $90 млн заняли в ВТБ. Через полтора года актив был продан с доходностью примерно 150%, но, если бы не было кредитного плеча, продавцы получили бы доходность на 30-40% меньше, отмечает господин Царьков. Банк при этом, как правило, получает более высокий процент за пользование кредитом, нежели в обычном корпоративном кредитовании, говорит член правления МДМ Банка Никита Ряузов.
В большинстве случаев приобретаемая компания сама обслуживает кредит, добавляет управляющий партнер Advance Capital Евгений Антипов. Это чревато для "Ленты": сейчас ее долговая нагрузка составляет $300 млн, а с дополнительными $900 млн долга показатель долг/EBITDA сети увеличится почти до 5. Для сравнения, аналогичный показатель у "Магнита" сейчас — чуть более 2, у Х5 — на уровне 3,6. "Лента" должна будет обслуживать кредит либо из операционной деятельности, либо через выплату дивидендов, что существенно снизит возможности по инвестициям в развитие, объясняет директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. "Это может говорить о том, что фонды рассчитывают на получение быстрой прибыли и в горизонте двух лет хотели бы выйти из проекта",— считает он.
Источник: Коммерсантъ