Японским брендам пора меняться. Исследование McKinsey
Владельцы брендов в Японии должны задуматься о новом подходе к маркетингу и лучше изучить желания и возможности потребителей, чтобы вновь завовевать потеряннные позиции в мировой экономике — к такому выводу пришли в McKinsey
В ходе исследования выяснилось, что в 2009 году на долю японских корпораций
приходится 13% общемировых доходов из списка Fortune 500 , в то время как в
1995 году эта доля составляла 35%.
Более того, доля страны в традиционно сильной отрасли — экспорте электроники —
снизилась с 30% в 1990 году до менее чем 15% в 2010 году. Оказывается, теперь
доля японской электроники групп Panasonic и Sony меньше, чем доли их
южнокорейских конкурентов LG и индийского Samsung.
Honda и Toyota, два ведущих автопроизводителя Японии, занимают такие же позиции
на рынке, как и китайские GM и Volkswagen. При этом в секторе бизнес-услуг
бренд IBM имеет более сильные позиции в Японии, чем японский Fujitsu в
США.
"Процесс глобализации потребует от многих японских руководителей умения мыслить
в новых категориях при разработке организации бизнеса, маркетинга и стратегии",
- уверены в McKinsey.
Низкая производительность труда, акцент на процессе работы, а не ее
результатах, а также слабое развитие аутсорсинга в области IT — все это привело
японские компании к уязвимости на их внутреннем рынке, говорится в
докладе.
Иностранные гиганты розничной торговли, такие как Costco, H&M, IKEA и Zara
проявили больше опыта в торговле на японском рынке, чем "родные" бренды, а
Wal-Mart использовала свои возможности, которые дает глобальность сети, для
доставки товаров по более низким ценам, чем у местных сетей.
Увеличение популярности электронной коммерции и наличие уникальных товаров
повлияли на быстрое развитие в Японии иностранных предприятий, например, Amazon
и Apple. ,В итоге японские потребительские привычки изменились.
" Японцы хотят ощущать ценность бренда", - сказал McKinsey. "В японском
контексте это означает продукты, которые выглядят привлекательно и стильно, и
при этом являются значительно более дешевыми, чем обычно".
Наряду с медленным внутренним экономическим ростом изменения на внутреннем
рынке происходят и из-за старения и уменьшения населения Японии, которое по
прогнозам сократится с 127млн в 2040 году до 100 млн человек к 2050 году.
Рост конкуренции, как со стороны сильных транснациональных корпораций, так и со
стороны проворных соперников из Китая, Южной Кореи, Сингапура или Тайваня, тоже
вызывают необходимость обновления маркетингового подхода.
Производитель косметики группа Shiseido, например, продемонстрировала «прогресс
в одной отдельно взятой фирме», выйдя за рамки зависимости от рынка Японии и
расширив ассортимент продукции благодаря приобретению американской компании
Bare Escentuals за $ 1,7 млрд в прошлом году. С 2005 года руководство Shiseidо
поставило своей целью стать ведущим мировым игроком, уделяя особое внимание
опыту международных брендов и оптимизации своих товарных предложений. Компания
каждый год обучает тысячи консультантов в Японии, России, Китае и США, а также
интегрирует свои технологии в продукты, даже если они не носят имя
Shiseido.
Еще один грустный факт — в ходе анализа в McKinsey определили, что японские
компании в 16 секторах рынка привлекли лишь 33% доходов из-за рубежа, что
значительно ниже отправленных за границу 52% доходов иностранных конкурентов.
Это показывает, что японские корпорации пока не стали по-настоящему
глобальными. Маркетинг является одним из основных слабых мест — при этом в тех
компаниях, где объединились новаторские идеи, инновации и согласованная с
клиентами работа (например в Nintendo и Toyota) показатели намного лучше. Но
такие случаи — исключение.
"Меньше, чем 1% японских компаний в мире имеют совокупный доход свыше $ 1 млрд,
по сравнению с более чем 10% компаний США эквивалентного размера", - таковы
выводы доклада McKinsey, - "Из 12 ведущих японских производителей напитков,
например, мы смогли найти только одного с современной организацией
маркетинговой отчетности".
Таким образом, основные цели для японских фирм должны включать подбор
компетентных и соответствующих международным требованиям маркетологов, свободно
владеющих японским и английским языками.
"Маркетологи все более склонны к мысли, что национальные потребительские
архетипы становятся все более схожими друг с другом и постепенно пересекают
границы", - добавили в McKinsey.