Ежегодный рейтинг крупнейших медиабаинговых агентств России
AdIndex посчитал для "Ъ" крупнейших покупателей рекламы
 
							            	В рейтинг, составленный специально для "Ъ" отраслевым интернет-изданием AdIndex при участии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик", вошли 47 крупнейших российских агентств по объему закупок рекламы. Девять из них фигурируют в рейтинге впервые. Суммарный оборот участников по итогам 2010 года приблизился к 149,3 млрд руб. с НДС, при том что АКАР оценивает общие расходы на рекламу в четырех измеряемых медиасегментах в 204,1 млрд руб. Таким образом, через присутствующие в рейтинге агентства прошло 73% всех бюджетов. Наибольшая их часть традиционно пришлась на ТВ — почти 109,4 млрд руб., или 73,3% от общего объема. Доля прессы составила 12,2%, наружной рекламы — 10,3%, радио — 4,2%.
В предыдущем рейтинге впервые изменился лидер: тогда занимавшее с 2003 по 2008 годы первую строчку агентство Starcom оказалось только на третьем месте, пропустив вперед ZenithOptimedia и Vizeum. Связано это было с тем, что в кризисном 2009 году ключевой клиент Starcom — Procter & Gamble — снизил бюджеты на закупку телерекламы. Основные же клиенты ZenithOptimedia — вместе закупающие телерекламу L`Oreal и Nestle — тогда, наоборот, увеличили свой бюджет. Агентству Vizeum второе место обеспечил новый крупный клиент — "МегаФон".
На этот раз тройка лидеров осталась прежней, но разрыв между компаниями существенно сократился: оборот ZenithOptimedia, по оценке AdIndex, достиг 12,623 млрд руб., Vizeum — 12,448 млрд руб., Starcom — 12,065 млрд руб.
Если рассматривать каждую из измеряемых медиа по отдельности, то на ТВ крупнейшим агентством является все-таки Starcom с совокупным бюджетом 11,088 млрд руб., за ним следуют ZenithOptimedia (10,189 млрд руб.) и Vizeum (9,641 млрд руб.).
В прессе уже другие лидеры — MPG (2,085 млрд руб.), MediaCom Group (1,908 млрд руб.) и все тот же ZenithOptimedia (1,662 млрд руб.) . Первое место MPG обеспечивает работа с холдингом LVMH, чей бюджет на рекламу в прессе достигает 687 млн руб. Кроме того, вместе с MPG подсчитан оборот и выделившегося из него агентства Arena-Magic Box, чей клиент производитель пищевых добавок "Эвалар" тратит в этом медиа около 727 млн руб. У ZenithOptimedia ключевой клиент в этом медиа — L`Oreal (1,149 млрд руб.), у Mediaedge:cia — Chanel (327 млн руб.).
В наружке доминируют уже Vizeum с оборотом 1,271 млрд руб., из которых 384 млн руб. пришлось на "МегаФон", а еще 234 млн руб.— на ритейлера "Эльдорадо". На втором месте — агентство MediaVest (874 млн руб.), закупающее наружную рекламу для "Вымпелкома" (607 млн руб.). На третьем — MediaCom Group (744 млн руб.), чей клиент Volkswagen потратил в этом медиа 433 млн руб.
Наконец, на радио крупнейшим посредником является агентство "Аллен Медиа" (894 млн руб.), работающее, в частности, с "Инком-недвижимостью" (97 млн руб.).
В следующем рейтинге Vizeum уже вряд ли попадет в тройку лидеров. С 2011 года агентство потеряло сразу несколько ключевых клиентов: ритейлер "Эльдорадо" (бюджет в 2010 году, по оценке AdIndex, 1,715 млрд руб.) ушел в агентство Mediaedge:cia, а пивоваренная компания Heineken (709 млн руб.) и "Юнимилк" (574 млн руб., сама компания объединила бизнес с Danone) — в MPG.
Из других знаменательных клиентских переходов, которые неизбежно повлияют на будущие позиции агентств, стоит отметить отказ Danone (2,581 млрд руб.) от сотрудничества с Mediaedge:cia в пользу MPG, перевод "Вымпелкомом" своего телевизионного бюджета (2,426 млрд руб.) из Maxus в Initiative. Последнее агентство, в свою очередь, потеряло бюджет Dirol Cadbury (878 млн руб.), поскольку Kraft Foods, в прошлом году поглотившая на глобальном уровне Cadbury, с этого года объединила их закупки в Starcom. В результате по итогам уже 2011 года должны заметно усилиться позиции прежде всего двух агентств группы АДВ — MPG и Initiative.
Крупнейшие российские медиаагентства в 2010 году по объему закупок рекламы
| Место | Агентство | 2010 год | 2009 год | |
| 2010 | 2009 | |||
| 1 | 1 | ZenithOptimedia | 12 623 | 11 126 | 
| 2 | 2 | Vizeum | 12 448 | 10 792 | 
| 3 | 4 | Optimum Media OMD* | 12 269 | 9 290 | 
| 4 | 3 | Starcom | 12 065 | 9 312 | 
| 5 | 10 | Mediaedge:cia | 10 527 | 5 887 | 
| 6 | 5 | MPG/Arena** | 9 899 | 8 842 | 
| 7 | 7 | Maxus | 9 468 | 7 068 | 
| 8 | 6 | MediaVest | 7 591 | 7 859 | 
| 9 | 9 | Initiative | 6 935 | 6 137 | 
| 10 | 12 | Carat | 6 204 | 4 920 | 
| 11 | 11 | MediaCom Group**** | 5 427 | 5 018 | 
| 12 | 15 | Dentsu-Smart | 5 143 | 4 036 | 
| 13 | 11 | Mindshare Russia Group*** | 4 064 | 6 312 | 
| 14 | 14 | UM | 3 927 | 4 517 | 
| 15 | 17 | Аллен Медиа | 3 600 | 2 800 | 
| 16 | 19 | PHD | 2 629 | 2 241 | 
| 17 | 13 | APR Media Serviсes | 2 586 | 4 814 | 
| 18 | 20 | Media Instinct | 2 249 | 1 872 | 
| 19 | 22 | OMD Media Direction | 1 985 | 1 620 | 
| 20 | 21 | Ad o'clock | 1 973 | 1 669 | 
| 21 | 23 | StarLink/ Media Ways | 1 724 | 1 363 | 
| 22 | 24 | LBL | 1 599 | 1 000 | 
| 23 | 18 | Strategist Media | 1 391 | 2 430 | 
| 24 | 25 | Mediaplan | 1 218 | 981 | 
| 25 | 27 | Sorec Media | 1 094 | 776 | 
| 26 | 16 | Максима | 1 048 | 3 049 | 
| 27 | 29 | FCB Media | 912 | 631 | 
| 28/29 | 31 | Medialect/Megart | 897 | 558 | 
| 28/29 | 30 | Media First | 897 | 593 | 
| 30 | -- | ACG | 893 | -- | 
| 31 | 36 | Made | 755 | 362 | 
| 32 | 28 | Иммедиа КГ | 632 | 706 | 
| 33 | -- | Sigma Media | 580 | -- | 
| 34 | 42 | Strong | 543 | 268 | 
| 35 | 35 | Movie | 449 | 385 | 
| 36 | 40 | Sovero Media | 433 | 286 | 
| 37 | 37 | Таргет-медиа КГ | 408 | 343 | 
| 38 | -- | Hidalgo | 407 | -- | 
| 39 | -- | Easy Media | 394 | -- | 
| 40 | 32 | Аудио-Арт | 371 | 477 | 
| 41 | -- | MediaSelection | 359 | -- | 
| 42 | -- | Бета | 338 | -- | 
| 43 | -- | MediaNet | 264 | -- | 
| 44 | 34 | EuroPublicity | 198 | 392 | 
| 45 | -- | MediaStorm | 196 | -- | 
| 46 | 38 | MLiner | 116 | 336 | 
| 47 | -- | TT Media | 105 | -- | 
* - Включая агентство M2M, созданное в 2008 году для обслуживания Estee
Lauder, и "АПР Евразия", которое в прошлом году оценивалось отдельно.
** - Биллинг MPG составил 7619 млн руб (7 место в рейтинге при раздельном
ранжировании, крупнейшие клиенты Reckitt Benkiser, LVMH, Hyundai),
биллинг Arena - 2265 млн руб (18 место, крупнейшие клиенты Эвалар, Antonio
Puig, Альфа-Банк).
*** - Включая подразделение Maximize.
**** - Включая подразделение MC2.
Крупнейшие российские рекламно-коммуникационные группы, 2010 год
| Место | Группа | Агентство | Оборот 2010, млн руб | |
| Агентства | Группа | |||
| 1 | VivaKi Россия | ZenithOptimedia | 12623 | 34003 | 
| 
 | 
 | Starcom | 12065 | 
 | 
| 
 | 
 | MediaVest | 7591 | 
 | 
| 
 | 
 | Starlink/MediaWays | 1724 | 
 | 
| 2 | Group M | Maxus | 9468 | 29486 | 
| 
 | 
 | Mindshare Russia Group | 4064 | 
 | 
| 
 | 
 | Mediaedge:cia | 10527 | 
 | 
| 
 | 
 | MediaCom Group | 5427 | 
 | 
| 3 | АДВ | MPG | 9899 | 20761 | 
| 
 | 
 | Initiative | 6935 | 
 | 
| 
 | 
 | UM | 3927 | 
 | 
| 4 | Aegis Media/OKS | Vizeum | 12448 | 20624 | 
| 
 | 
 | Carat | 6204 | 
 | 
| 
 | 
 | Ad o'clock | 1973 | 
 | 
| 5 | Optimum Media OMD Group | Optimum Media OMD | 11428 | 17169 | 
| 
 | 
 | APR Media Services | 2586 | 
 | 
| 
 | 
 | Mediaplan | 1218 | 
 | 
| 
 | 
 | Sorec Media | 1094 | 
 | 
| 
 | 
 | Movie | 449 | 
 | 
| 
 | 
 | Easy Media | 394 | 
 | 
| 6 | OMD MD | PHD Group | PHD | 2629 | 6864 | 
| 
 | 
 | Media Instinct | 2249 | 
 | 
| 
 | 
 | OMD Media Direction | 1985 | 
 | 
| 7 | Media Arts Group | Strategist Media | 1391 | 2303 | 
| 
 | 
 | FCB Media | 912 | 
 | 
| 8 | TWIGA | TT Media | 105 | 1001 | 
| 
 | 
 | Media First | 897 | 
 | 
Полная версия исследования приведена в разделе "Рейтинги".
Любое воспроизведение возможно только с разрешения редакции.
Автор: Сергей Соболев (обозреватель "Ъ"); Составитель рейтинга: Ирина Пустовит (шеф-редактор Adindex)
 
	                             
	                             
	                             
	                             
	                             
	                             
	                             
                         
                         
                        