Ежегодный рейтинг крупнейших медиабаинговых агентств России
AdIndex посчитал для "Ъ" крупнейших покупателей рекламы
В рейтинг, составленный специально для "Ъ" отраслевым интернет-изданием AdIndex при участии Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и исследовательских компаний TNS Russia и "ЭСПАР-Аналитик", вошли 47 крупнейших российских агентств по объему закупок рекламы. Девять из них фигурируют в рейтинге впервые. Суммарный оборот участников по итогам 2010 года приблизился к 149,3 млрд руб. с НДС, при том что АКАР оценивает общие расходы на рекламу в четырех измеряемых медиасегментах в 204,1 млрд руб. Таким образом, через присутствующие в рейтинге агентства прошло 73% всех бюджетов. Наибольшая их часть традиционно пришлась на ТВ — почти 109,4 млрд руб., или 73,3% от общего объема. Доля прессы составила 12,2%, наружной рекламы — 10,3%, радио — 4,2%.
В предыдущем рейтинге впервые изменился лидер: тогда занимавшее с 2003 по 2008 годы первую строчку агентство Starcom оказалось только на третьем месте, пропустив вперед ZenithOptimedia и Vizeum. Связано это было с тем, что в кризисном 2009 году ключевой клиент Starcom — Procter & Gamble — снизил бюджеты на закупку телерекламы. Основные же клиенты ZenithOptimedia — вместе закупающие телерекламу L`Oreal и Nestle — тогда, наоборот, увеличили свой бюджет. Агентству Vizeum второе место обеспечил новый крупный клиент — "МегаФон".
На этот раз тройка лидеров осталась прежней, но разрыв между компаниями существенно сократился: оборот ZenithOptimedia, по оценке AdIndex, достиг 12,623 млрд руб., Vizeum — 12,448 млрд руб., Starcom — 12,065 млрд руб.
Если рассматривать каждую из измеряемых медиа по отдельности, то на ТВ крупнейшим агентством является все-таки Starcom с совокупным бюджетом 11,088 млрд руб., за ним следуют ZenithOptimedia (10,189 млрд руб.) и Vizeum (9,641 млрд руб.).
В прессе уже другие лидеры — MPG (2,085 млрд руб.), MediaCom Group (1,908 млрд руб.) и все тот же ZenithOptimedia (1,662 млрд руб.) . Первое место MPG обеспечивает работа с холдингом LVMH, чей бюджет на рекламу в прессе достигает 687 млн руб. Кроме того, вместе с MPG подсчитан оборот и выделившегося из него агентства Arena-Magic Box, чей клиент производитель пищевых добавок "Эвалар" тратит в этом медиа около 727 млн руб. У ZenithOptimedia ключевой клиент в этом медиа — L`Oreal (1,149 млрд руб.), у Mediaedge:cia — Chanel (327 млн руб.).
В наружке доминируют уже Vizeum с оборотом 1,271 млрд руб., из которых 384 млн руб. пришлось на "МегаФон", а еще 234 млн руб.— на ритейлера "Эльдорадо". На втором месте — агентство MediaVest (874 млн руб.), закупающее наружную рекламу для "Вымпелкома" (607 млн руб.). На третьем — MediaCom Group (744 млн руб.), чей клиент Volkswagen потратил в этом медиа 433 млн руб.
Наконец, на радио крупнейшим посредником является агентство "Аллен Медиа" (894 млн руб.), работающее, в частности, с "Инком-недвижимостью" (97 млн руб.).
В следующем рейтинге Vizeum уже вряд ли попадет в тройку лидеров. С 2011 года агентство потеряло сразу несколько ключевых клиентов: ритейлер "Эльдорадо" (бюджет в 2010 году, по оценке AdIndex, 1,715 млрд руб.) ушел в агентство Mediaedge:cia, а пивоваренная компания Heineken (709 млн руб.) и "Юнимилк" (574 млн руб., сама компания объединила бизнес с Danone) — в MPG.
Из других знаменательных клиентских переходов, которые неизбежно повлияют на будущие позиции агентств, стоит отметить отказ Danone (2,581 млрд руб.) от сотрудничества с Mediaedge:cia в пользу MPG, перевод "Вымпелкомом" своего телевизионного бюджета (2,426 млрд руб.) из Maxus в Initiative. Последнее агентство, в свою очередь, потеряло бюджет Dirol Cadbury (878 млн руб.), поскольку Kraft Foods, в прошлом году поглотившая на глобальном уровне Cadbury, с этого года объединила их закупки в Starcom. В результате по итогам уже 2011 года должны заметно усилиться позиции прежде всего двух агентств группы АДВ — MPG и Initiative.
Крупнейшие российские медиаагентства в 2010 году по объему закупок рекламы
Место |
Агентство |
2010 год |
2009 год |
|
2010 |
2009 |
|||
1 |
1 |
ZenithOptimedia |
12 623 |
11 126 |
2 |
2 |
Vizeum |
12 448 |
10 792 |
3 |
4 |
Optimum Media OMD* |
12 269 |
9 290 |
4 |
3 |
Starcom |
12 065 |
9 312 |
5 |
10 |
Mediaedge:cia |
10 527 |
5 887 |
6 |
5 |
MPG/Arena** |
9 899 |
8 842 |
7 |
7 |
Maxus |
9 468 |
7 068 |
8 |
6 |
MediaVest |
7 591 |
7 859 |
9 |
9 |
Initiative |
6 935 |
6 137 |
10 |
12 |
Carat |
6 204 |
4 920 |
11 |
11 |
MediaCom Group**** |
5 427 |
5 018 |
12 |
15 |
Dentsu-Smart |
5 143 |
4 036 |
13 |
11 |
Mindshare Russia Group*** |
4 064 |
6 312 |
14 |
14 |
UM |
3 927 |
4 517 |
15 |
17 |
Аллен Медиа |
3 600 |
2 800 |
16 |
19 |
PHD |
2 629 |
2 241 |
17 |
13 |
APR Media Serviсes |
2 586 |
4 814 |
18 |
20 |
Media Instinct |
2 249 |
1 872 |
19 |
22 |
OMD Media Direction |
1 985 |
1 620 |
20 |
21 |
Ad o'clock |
1 973 |
1 669 |
21 |
23 |
StarLink/ Media Ways |
1 724 |
1 363 |
22 |
24 |
LBL |
1 599 |
1 000 |
23 |
18 |
Strategist Media |
1 391 |
2 430 |
24 |
25 |
Mediaplan |
1 218 |
981 |
25 |
27 |
Sorec Media |
1 094 |
776 |
26 |
16 |
Максима |
1 048 |
3 049 |
27 |
29 |
FCB Media |
912 |
631 |
28/29 |
31 |
Medialect/Megart |
897 |
558 |
28/29 |
30 |
Media First |
897 |
593 |
30 |
-- |
ACG |
893 |
-- |
31 |
36 |
Made |
755 |
362 |
32 |
28 |
Иммедиа КГ |
632 |
706 |
33 |
-- |
Sigma Media |
580 |
-- |
34 |
42 |
Strong |
543 |
268 |
35 |
35 |
Movie |
449 |
385 |
36 |
40 |
Sovero Media |
433 |
286 |
37 |
37 |
Таргет-медиа КГ |
408 |
343 |
38 |
-- |
Hidalgo |
407 |
-- |
39 |
-- |
Easy Media |
394 |
-- |
40 |
32 |
Аудио-Арт |
371 |
477 |
41 |
-- |
MediaSelection |
359 |
-- |
42 |
-- |
Бета |
338 |
-- |
43 |
-- |
MediaNet |
264 |
-- |
44 |
34 |
EuroPublicity |
198 |
392 |
45 |
-- |
MediaStorm |
196 |
-- |
46 |
38 |
MLiner |
116 |
336 |
47 |
-- |
TT Media |
105 |
-- |
* - Включая агентство M2M, созданное в 2008 году для обслуживания Estee
Lauder, и "АПР Евразия", которое в прошлом году оценивалось отдельно.
** - Биллинг MPG составил 7619 млн руб (7 место в рейтинге при раздельном
ранжировании, крупнейшие клиенты Reckitt Benkiser, LVMH, Hyundai),
биллинг Arena - 2265 млн руб (18 место, крупнейшие клиенты Эвалар, Antonio
Puig, Альфа-Банк).
*** - Включая подразделение Maximize.
**** - Включая подразделение MC2.
Крупнейшие российские рекламно-коммуникационные группы, 2010 год
Место |
Группа |
Агентство |
Оборот 2010, млн руб |
|
Агентства |
Группа |
|||
1 |
VivaKi Россия |
ZenithOptimedia |
12623 |
34003 |
|
|
Starcom |
12065 |
|
|
|
MediaVest |
7591 |
|
|
|
Starlink/MediaWays |
1724 |
|
2 |
Group M |
Maxus |
9468 |
29486 |
|
|
Mindshare Russia Group |
4064 |
|
|
|
Mediaedge:cia |
10527 |
|
|
|
MediaCom Group |
5427 |
|
3 |
АДВ |
MPG |
9899 |
20761 |
|
|
Initiative |
6935 |
|
|
|
UM |
3927 |
|
4 |
Aegis Media/OKS |
Vizeum |
12448 |
20624 |
|
|
Carat |
6204 |
|
|
|
Ad o'clock |
1973 |
|
5 |
Optimum Media OMD Group |
Optimum Media OMD |
11428 |
17169 |
|
|
APR Media Services |
2586 |
|
|
|
Mediaplan |
1218 |
|
|
|
Sorec Media |
1094 |
|
|
|
Movie |
449 |
|
|
|
Easy Media |
394 |
|
6 |
OMD MD | PHD Group |
PHD |
2629 |
6864 |
|
|
Media Instinct |
2249 |
|
|
|
OMD Media Direction |
1985 |
|
7 |
Media Arts Group |
Strategist Media |
1391 |
2303 |
|
|
FCB Media |
912 |
|
8 |
TWIGA |
TT Media |
105 |
1001 |
|
|
Media First |
897 |
|
Полная версия исследования приведена в разделе "Рейтинги".
Любое воспроизведение возможно только с разрешения редакции.
Автор: Сергей Соболев (обозреватель "Ъ"); Составитель рейтинга: Ирина Пустовит (шеф-редактор Adindex)