Хед-хантеры поссорили «АвтоВАЗ» с партнерами
"АвтоВАЗ" потребовал от поставщиков не переманивать у него специалистов
«АвтоВАЗ» недоволен поставщиками, которые переманивают у него ценных специалистов. Чтобы прекратить эту практику, завод разослал партнерам письмо, в котором советует им не заниматься «скупкой» кадров, а растить собственных. В противном случае «АвтоВАЗ» грозит разрывом отношений.
«АвтоВАЗ» направил партнерам письмо с просьбой не приглашать на работу квалифицированных инженеров, освоивших специальные программы предприятия и работающих на заводе, сообщила 16 декабря пресс-служба автозавода.
«Вплоть до разрыва»
«Форма письма излишне эмоциональна, но проблема очень актуальна,— отмечается в сообщении.— Переманивание профессионалов, особенно прошедших специальное обучение— к сожалению, реальность». На просьбу прислать копию документа для ознакомления «АвтоВАЗ» не отреагировал, но в интернете корреспонденту GZT.RU удалось ее отыскать.
«В связи с внедрением в рамках развития инфраструктуры поставщиков процедуры ANPQP (Alliance New Product Quality Procedure) возникают риски перехода квалифицированных специалистов, прошедших обучение процедуре, в состав фирм-поставщиков из-за предложений существенно более высокой оплаты труда,— говорится в документе за подписью вице-президентов „АвтоВАЗа“ Дамира Кашапова и Евгения Шмелева.— Для предотвращения напряженности в отношениях между фирмой-поставщком и ОАО „АвтоВАЗ“ из-за перехода обученного персонала предлагаем воздержаться от подобного рода действий».
В случае выявления фактов переманивания специалистов возможен пересмотр партнерских отношений вплоть до их разрыва, говорится в письме.
Растите собственных спецов
«Многие наши поставщики изготавливают детали по чертежам, разработанным инженерами „АвтоВАЗа“,— объясняет вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев, слова которого приводятся в пресс-релизе.— Для новых проектов такой подход абсолютно неприемлем— производители давно проектируют автомобиль параллельно с разработкой компонентов, которая находится в зоне ответственности поставщиков. У поставщиков должна быть для этого инженерная служба».
Как говорится в сообщении, «АвтоВАЗ» совместно с альянсом Renault-Nissan создал специальную структуру для развития компетенций— качества и инжиниринга— поставщиков, которая внедряет новые стандарты качества и технологий разработки.
«Одна из составляющих этой работы— подготовка квалифицированных специалистов. Мы готовы работать вместе и просим своих поставщиков целенаправленно и постоянно развивать собственную инжиниринговую инфраструктуру,— говорит Шмелев.— Но некоторые поставщики предпочитают легкий путь: не вкладываться в затратные программы подготовки кадров, а „перекупать“ квалифицированных специалистов, на обучение которых „АвтоВАЗ“ тратит серьезные силы и средства».
«Сегодня нет юридических оснований удерживать любого сотрудника против его желания,— мы, как и весь мир, живем в XXI веке, а не в XVIII»,— признает вице-президент «АвтоВАЗа» по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко. Но, добавляет топ-менеджер, завод «тратит огромные средства на обучение и профессиональную подготовку специалистов, и, как любая компания, не готов расставаться с ними». При этом «речь не идет об ущемлении прав работника», утверждает он.
«Разумеется, мы будем консультироваться с профильными министерствами и ведомствами, чтобы, действуя строго в рамках существующего законодательства, найти способ решения, устраивающий все стороны»,— говорит Михаленко.
От дополнительных комментариев в пресс-службе компании отказались.
«АвтоВАЗ» оценивает необходимые затраты, связанные с освоением цифровых технологий для разработки и подготовки производства конкурентоспособных, безопасных, комфортных и современных автомобилей LADA более, чем в 5 млрд рублей в течение ближайших десяти лет.
«Реальная попытка ограничить свободу выбора»
Несмотря на уверения Дмитрия Михаленко, что «АвтоВАЗ» не собирается ущемлять права работников, речь идет именно об этом, утверждает директор «АНКОР Автобизнес» Наталья Малышева. «С одной стороны, любая компания, вложившая средства в подготовку и обучение квалифицированного специалиста, претендует на отдачу от инвестиций в сотрудника,— рассказал она GZT.RU.— Так что можно говорить о справедливости эмоций менеджеров „АвтоВАЗа“».
«С другой, речь идет о профессиональных кадрах,— продолжает Малышева.— А для профессионала материальная мотивация далеко не всегда стоит на первом месте. Поэтому „перекупить“ обученного специалиста только деньгами вряд ли возможно, если, конечно, речь не идет о настолько низком уровне заработной платы, что встает вопрос о выживании: тогда не до рассуждений о профессиональном росте и демонстрации лояльности к работодателю».
По словам эксперта, факторы, отсутствие которых может спровоцировать сотрудника на уход от одного работодателя к другому— это не только уровень оплаты, но и условия труда и социальная защищенность.
«Мы живем в современном мире, где выбор работодателя, также как и сотрудника не может быть кем-то ограничен,— говорит Наталья Малышева.— Сотрудник выбирает лучшие условия труда, компания— лучших профессионалов. Поэтому подобные письма являются реальной попыткой ограничить свободу выбора. Удержание квалифицированных сотрудников должно производиться не путем просьб и предупреждений, а с помощью создания тех условий труда и той атмосферы, за которой сотрудник и уходит к другому работодателю. Необходимо менять общую политику в отношении работы с персоналом, тогда сотрудники откажутся от предложений других компаний».
Источник: GZT.ru