Межнациональные конфликты в Москве провоцируют рост цен на ассортимент торговых палаток
В стоимость фруктов, сигарет и пива закладывается риск разгрома киосков, констатируют представители малого бизнеса
Столкновения между русскими и кавказскими националистами повлияли на работу московских торговых палаток, констатируют предприниматели. «Сейчас есть риск того, что палатка или магазин, если там работает человек с неславянской внешностью, будет разгромлен. Владельцы убирают таких людей на окраины или передвигают их на места, где не приходится общаться с людьми», — признается директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский.
Московские палатки, в которых торгуют люди неславянской внешности, закрывались в неспокойные периоды и раньше. Например, напоминает председатель оргкомитета всероссийского движения «За честный рынок» Илья Хандриков, в дни ВДВ, пограничника и подобные праздники. «Но сейчас ситуация гораздо серьезнее», — считает он.
Работники торгового комплекса «Охотный Ряд» уже ощутили это на себе. Продавцы стали свидетелями столкновений: людей били в торговом центре. «В одном из магазинов на среднем уровне мальчик работает нерусский. Когда в «Охотный Ряд» ворвались несколько болельщиков и националистов, они его избили. Вызывали «скорую», но, когда она приехала и попыталась его увезти, машину чуть не перевернули», — рассказала «Газете.Ru» менеджер одного из магазинов, работающих в торговом центре «Охотный Ряд». По ее словам, в некоторых из бутиков продавцов с кавказской внешностью во время субботних беспорядков прятали в подсобные помещения. Покупателям с кавказской внешностью приходилось брать одежду и долго сидеть в примерочных, добавляет ее коллега из магазина одежды.
Риски малого бизнеса выше. «От фанатов не откупишься», — констатирует бизнесмен Константин Таратыркин. По его данным, дополнительные риски закладываются в цены товаров в основном в киосках у метро. «Многие палатки вблизи метро были снесены. В оставшихся часто работают люди кавказской национальности», — констатирует он.
«Все риски, в том числе возможный ущерб, закладываются в цену. Если какую-то палатку разгромили, хозяева других палаток повышают цены, чтобы окупить возможный разгром их торговой точки», — подтверждает президент межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дина Крылова.
Риски принято закладывать в цены, говорит и предприниматель Николай Хальченя: «Ничего удивительного, бизнес по-прежнему живет одним днем. К тому же начался рост цен на оптовых базах».
Кроме того, напоминает Крылова, конфликты могут использоваться недобросовестными предпринимателями для вытеснения конкурентов с рынка под видом «межнациональных разборок».
Оценить влияние дополнительных рисков на цены в московских киосках опрошенные предприниматели затруднились: уровень определяется индивидуально в зависимости от динамики продаж.
Источник: Газета.ru