Чубайс, X5 и "Ситроникс" устроят в России наномагазины
Гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс обещает технологическую революцию в ритейле. По его словам, через несколько лет участие человека в управлении торговыми сетями будет минимальным. Но ритейлеры к этому не готовы — технологии будущего очень дороги
Госкорпорация «Роснано» совместно с производителем электроники «Ситрониксом» и розничной группой X5 Retail до конца 2012 г. запустит проект «умного магазина», заявил гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс. Товар там будет маркирован не обычными штрихкодами, а радиочастотными идентификационными метками (RFID). Они-то и позволят в режиме онлайн отследить весь путь товара от склада до магазина и корзины покупателя. Система на основе RFID позволит лучше управлять складскими запасами, сигнализировать о пустующих полках в торговом зале и очередях на кассе. При выходе покупателя из магазина система сама подсчитает стоимость покупок и спишет средства с его счета, пообещал Чубайс.
Инвестиционный договор с «Ситрониксом» и Х5 еще не подписан, утверждает источник в «Роснано», а проект находится «на стадии активных переговоров». Представитель «Ситроникса» от комментариев отказался. X5 Retail Group рассчитывает запустить пилотный проект «умного магазина» не раньше 2013 г., сказал главный исполнительный директор X5 Лев Хасис. По его словам, результаты опытной эксплуатации позволят говорить о сроках запуска новых технологий во всей сети, но пока речь идет о 2015-2017 гг.
«Роснано» рассчитывает, что ее продажи RFID к 2015 г. вырастут до $1,3 млрд, а сопутствующего оборудования — до $7,5 млрд, указывается в презентации Чубайса. Пока распространение радиотехнологий в продуктовом ритейле сдерживается дороговизной чипов и оборудования — метка стоит около 10 центов. Это дорого, говорит совладелец ГК «Виктория» Николай Власенко. Чубайс прогнозирует трехкратное снижение стоимости RFID-технологий в ближайшие пять лет.
Но и этого недостаточно, отмечает гендиректор и совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. Средняя стоимость единицы товара в магазинах сети — около 25 руб. Значит, нанесение метки увеличит ее минимум на 12%, говорит Галицкий. «Поставщики клеить метки не будут, и вы представляете, сколько будет стоить отмаркировать весь товар? — отмечает предприниматель. — Эта технология будет иметь право на жизнь, когда метка будет стоить 1 цент».
Проблема внедрения новых технологий заключается не только в их цене, но и в недостаточном распространении в России интернета или банковских карт, считает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. Он отмечает, что банковскими картами в России оплачивается лишь около 1,5% покупок.
Власенко убежден, что кардинальных перемен в этом бизнесе в
ближайшем будущем мы не увидим. «Поход за покупками — это развлечение, —
отмечает он. — Наверное, торговля будет предлагать более персонифицированный
продукт. Например, человек сможет выбирать в магазине кусок мяса и тут же
делать из него фарш или отбивную».
Источник: Ведомости