"МегаФон" связался с "Синтеррой"
Синергия от объединения операторов оценена в 4,53 млрд рублей
"Ъ" стала известна итоговая схема объединения "Синтерры" с "МегаФоном" (сотовый оператор приобрел компанию летом этого года за $745 млн), синергетический эффект от которого должен составить 4,53 млрд руб. Ряд региональных дочек "Синтерры" будут объединены с местными филиалами "МегаФона", ряд прекратит свое существование. В итоге "МегаФон" выйдет на новые для себя рынки: корпоративный сегмент в мобильной связи, массовый широкополосный доступ в интернет и услуги связи для госструктур.
"МегаФон" одобрил план интеграции входящих в группу "Синтерра" компаний, рассказал "Ъ" гендиректор "Синтерры" Константин Солодухин. Чистый синергетический эффект за вычетом рисков и затрат на объединение, по консервативной оценке "МегаФона", составит 4,53 млрд руб. Цифра складывается за счет экономии на операционных затратах, оптимизации развития сети, а также дополнительных доходов, которые возникнут в результате кросс-продаж. "Мы сделали объединенный портфель продуктов на базе мобильной и фиксированной связи — они полностью дополняют друг друга. Кроме того, появятся новые продукты, которых не было ни у "МегаФона", ни у "Синтерры"",— объясняет господин Солодухин.
Региональные "дочки" компании — "Синтерра-Урал", "Синтерра-Сибирь" и "Синтерра-Юг" объединят с местными филиалами "МегаФона". Головное юридическое лицо группы — ЗАО "Синтерра" продолжит существование, но сосредоточится на работе с госструктурами. Кроме того, к нему присоединят "Синтерру-Центр" (бывший "Глобал-Телепорт"), которая занимается спутниковым бизнесом. Со временем ЗАО также объединят с "МегаФоном", оговаривается господин Солодухин. Еще несколько юридических лиц — "Синтерра—Дальний Восток", "Синтерра-Поволжье" и "Синтерра-Кавказ" — будут ликвидированы. "Все три компании были созданы в апреле этого года и являются стартапами. Мы решили, что будет целесообразнее сразу создавать соответствующие бизнес-направления в филиалах "МегаФона"",— объяснил господин Солодухин. Схема и сроки интеграции еще одного непрофильного актива "Синтерры" — "Синтерры-Медиа" пока не определены.
"МегаФон" приобрел группу компаний "Синтерра" (на тот момент в нее входило 24
юридических лица) в начале лета этого года за $745 млн. Из "большой тройки"
"МегаФон" последним вышел на рынок фиксированной связи. "Вымпелком" еще в
начале 2008 года купил "Голден Телеком", а МТС купила 51% "Комстара" в прошлом
году и готовится увеличить свою долю до 100%. В обеих компаниях также
рассчитывали на синергетический эффект от объединения мобильного и
фиксированного бизнесов, но по сравнению со значением "МегаФона" ($144 млн по
вчерашнего курсу ЦБ РФ) оценки его конкурентов были значительно выше. В
"Вымпелкоме" рассчитывали на $473 млн, а в МТС — на более чем $200 млн от
владения 51% "Комстара" и в два раза выше после того, как доведет свою долю до
100%.
Очевидно, что "МегаФон" сможет экономить за счет увеличения масштаба, но оценки компании невозможно подтвердить или опровергнуть, отмечает руководитель аналитического управления ФК "Уралсиб" Константин Чернышев. "Ни "Вымпелком", ни МТС впоследствии не показали в своих отчетностях, что рост операционной прибыли произошел за счет синергии",— объясняет он. В оценках синергетического эффекта можно опираться только на данные самого менеджмента, согласна аналитик "Газпромбанка" Анна Курбатова. "Значительная разница между оценками "МегаФона" и его конкурентов может быть связана как с разницей масштабов бизнеса "Голден Телекома", "Комстара" и "Синтерры", так и с его более консервативным подходом к подсчету",— считает госпожа Курбатова.
По мнению директора по развитию бизнеса консалтингового агентства Frost & Sullivan в России Татьяны Толмачевой, в первые год-два "МегаФон" в основном сможет рассчитывать только на экономию операционных и капитальных затрат. "Доходная синергия появится через несколько лет: столько времени потребуется на фактическое объединение бизнесов компаний и выход на рынок тех регионов, где "Синтерра" до сих пор не была представлена в корпоративном сегменте",— полагает она.
Источник: Коммерсантъ