АвтоВАЗ дал дилерам пять лет на оплату пропавших автомобилей
В начале 2009 года АвтоВАЗ начал масштабную проверку своей сервисно-сбытовой сети. Подтолкнуло к этому банкротство в конце 2008 года одного из крупнейших дилеров завода
Затеянная АвтоВАЗом в прошлом году кампания по выявлению пропаж машин в собственной дилерской сети выявила недостачу почти 7 тыс. машин на общую сумму 1,4 млрд руб. Спустя год автопроизводитель может подвести итоги: фактически завод может рассчитывать на возврат только трети потерянных денег, да и то в течение пяти лет. При этом 4,5 тыс. машин, потерянных дилером — «Элекс-Полюсом», могут считаться «невозвратными».
В начале 2009 года АвтоВАЗ начал масштабную проверку своей сервисно-сбытовой сети. Подтолкнуло к этому банкротство в конце 2008 года одного из крупнейших дилеров завода — «Элекс-Полюса» (недостача машин у него составила более 4,5 тыс. штук). Причем одной из причин пропажи машин оказалась прежняя схема работы с дилерами: до мая 2009 года завод передавал своему управлению региональных продаж (УРП) машины вместе с ПТС. Руководители дилеров нередко занимали посты и в УРП и в результате могли распоряжаться машинами по своему усмотрению, не перечислив платы за них заводу. Сейчас получить ПТС дилер может, только оплатив заводу автомобиль.
Ближе к концу 2009 года стали известны предварительные результаты проверки: недостача автомобилей с 1 января по 21 октября составила 7459 штук. Помимо «Элекс-Полюса», пропажу заметили в сбытовых «внучках»: «Брянск-Лада», «Кубань-Лада», «Петрозаводск-Лада», «Ростов-Лада» и «Саратов-Лада». Против ряда руководителей дилерских центров были возбуждены уголовные дела, и, как подчеркивали на АвтоВАЗе и в «Ростехнологиях», именно госкорпорация выступила их инициатором.
Правда, на конец 2009 года АвтоВАЗ скорректировал сумму
потерь: пропавшими считаются только 6385 машин общей стоимостью 1,4 млрд руб.
Завод подал несколько исков к «внучкам» на общую сумму 545 млн руб. и к
структурам «Элекс-Полюса» на сумму 997,22 млн руб. Причем, как сообщается в
отчетности АвтоВАЗа, возврат долга «Элекс-Полюса» признан маловероятным, а вот
«внучки» вполне могут расплатиться — с ними еще весной заключены мировые
соглашения.
Согласно мировым соглашениям, «Брянск-Лада» (выявлена недостача 171 машины),
«Кубань-Лада» (1000), «Петрозаводск-Лада» (34), «Ростов-Лада» (650) и
«Саратов-Лада» (408) признали за собой долги в размере 120% от стоимости
утраченных автомобилей, а также акцизов. Вернуть их стоимость АвтоВАЗу они
должны до 2013—2015 годов, на сумму долга будут начисляться проценты по ставке
16,5% годовых.
Условия расплаты у каждого свои. «Кубань-Лада» получила
возможность начать выплаты лишь с января 2011 года, а вот «Петрозаводск-Лада»
должна расплатиться быстрее всех — до 2013 года.
Как отметили РБК daily в «Брянск-Лада», компания выплачивает долги в
соответствии с графиком. А вот у «Ростов-Лада» из-за не очень хороших продаж в
августе—сентябре образовалась задержка по выплате основного долга, и компания
выплатила только проценты. «Но к концу года мы рассчитываем снова войти в
график платежей», — утверждает дилер.
Правда, еще в сентябре этого года сама «Ростов-Лада» подала иск о признании
компании банкротом и сумела добиться введения процедуры наблюдения. Как
отметили РБК daily на АвтоВАЗе, применение такой юридической нормы, как
банкротство, дает возможность вести текущую деятельность и централизованно
договариваться с кредиторами о реструктуризации задолженности. По мнению
старшего юриста ГК «Крикунов и партнеры» Олега Зайцева, банкротство не должно
повлиять на мировое соглашение. «АвтоВАЗ должен будет предъявить эти же
требования в рамках процедуры банкротства, и должник должен будет выплатить всю
сумму до 2015 года», — отмечает он.
На АвтоВАЗе добавляют, что в отношении прежних руководителей
«Ростов-Лада», допустивших противоправные действия по отчуждению имущества и
товарной собственности, возбуждены уголовные дела. Чем закончились другие
уголовные дела, заведенные по факту пропажи автомобилей, на АвтоВАЗе не
говорят.
Но некоторым руководителям сбытовых «внучек» АвтоВАЗа уже удалось избежать
уголовного преследования: дела на них были закрыты, так как следствие не
обнаружило фактов хищений. К примеру, выяснилось, что не обнаруженные у
«Саратов-Лада» 408 машин были проданы, но деньги пошли не заводу, а на
погашение банковских кредитов, фактически заместив долг перед банком долгом
перед заводом.
Источник: РБК Daily