13 Октября 2010 | 09:08

Дилерам «АвтоВАЗа» программа утилизации автостарья не помогла

Череда громких банкротств вынудила автозавод ограничить поставки, поэтому выручка автоцентров росла гораздо медленней

Картинка Дилерам «АвтоВАЗа» программа утилизации автостарья не помогла

Сокращение собственной дилерской сети предусматривает бизнес-план завода до 2020 г. Но уже в следующем году она сократится более чем вдвое: останутся около 50 центров, которые будут обеспечивать примерно 15% сбыта, рассказывал в сентябре вице-президент по продажам и маркетингу Артем Федосов. Из отчета «АвтоВАЗа» по МСФО за первое полугодие стало ясно, почему он торопится: дела у дилерского сегмента идут много хуже, чем у автомобильного.

После запуска в марте программы утилизации продажи «АвтоВАЗа» стали быстро расти: за первое полугодие в России продано 220 774 Lada, на 23% больше, чем годом ранее. Выручка автомобильного сегмента (производство и продажа автомобилей, машинокомплектов и запчастей) прибавила 46% — до 58,8 млрд руб., а убыток по РСБУ сократился в 23 раза до 612 млн руб. Но выручка дилерского сегмента увеличилась на 16,9% до 15,6 млрд руб., а убыток снизился лишь на 14% до 408 млн руб.

Многие дилеры «АвтоВАЗа» оказались в тяжелом положении, а завод им практически не помогал, из-за чего у них были сложности с финансированием, объясняет бывший сотрудник «АвтоВАЗа». Дилерская сеть завода объединена в его 100%-ную «дочку» «Лада-сервис», которая владеет контрольными пакетами акций 77 региональных дилеров. Рыночная доля «Лада-сервиса» к началу 2010 г. сократилась до 17%, говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков, несмотря на банкротство в прошлом году крупных дилеров, включая «Элекс-полюс» и «Инком-авто».

Без поддержки завода многие дилеры «Лада-сервиса» оказались на грани банкротства, автозавод ограничивал им поставки машин и их продажи шли неважно, признает Буренков. Среди них «Саратов-Лада», «Ростов-Лада», «Кубань-Лада», на которые до кризиса приходилась значительная доля продаж, уточняет источник, близкий к «АвтоВАЗу». По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2009 г. выручка «Ростов-Лады» сократилась в 2,1 раза до 668 млн руб., а убыток вырос в 12 раз до 90,6 млн. У «Саратов-Лады» выручка упала в 3,1 раза до 440,5 млн руб., а долг к концу года достиг 285,7 млн.

К концу полугодия мировые соглашения с кредиторами подписали и доля «Лада-сервиса» вновь растет: сейчас она около 25%, уверяет Буренков.

Получить комментарии «Саратов-Лады» и «Ростов-Лады» не удалось. Руководитель отдела маркетинга «Кубань-Лады» Ольга Рогачева подтвердила, что из-за долгов в первые месяцы года «АвтоВАЗ» ограничивал поставки машин компании. «Весной договорились, но возник дефицит машин [из-за спроса в связи с утилизацией], а никаких преференций “АвтоВАЗ” для своих “дочек” не делает», — говорит она.

В кризис стало очевидно, что сеть «АвтоВАЗа» работает неудовлетворительно: дилеры плохо умеют продавать, а многие еще и перегружены долгами, констатирует гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. В такой ситуации «АвтоВАЗ» сильно рисковал бы, если бы не ограничивал поставки. Удовлетворительно работают лишь около 50 компаний «Лада-сервиса», их и оставит «АвтоВАЗ», отказавшись от безнадежных, резюмирует он.

Автор: Алексей Непомнящий

Источник: Ведомости

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.