Х5 станет соинвестором строительства жилья в регионах
Как рассказал директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов, компания решила осуществить «комплексный заход в регионы»
Оправившись от кризиса, Х5 Retail Group решила разморозить собственный девелоперский бизнес. Как стало известно РБК daily, ритейлер начал переговоры с властями 16 регионов о сотрудничестве, которое, в частности, будет заключаться в информировании компании о новых районах комплексной застройки. Х5 планирует выступать соинвестором строительства домов, в которых ее магазины будут занимать первые этажи или пристройки.
Как рассказал директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов, компания решила осуществить «комплексный заход в регионы». Для этого ритейлер хочет заручиться поддержкой местных властей.
В распоряжении РБК daily оказалось письмо Х5 к советнику
губернатора Тверской области Владиславу Южелевскому, в котором компания
озвучивает свои пожелания по сотрудничеству: «Со стороны администрации Тверской
области в случае заинтересованности требуется помощь в подборе помещений
существующих торговых объектов под аренду, а также выделение участков под
постройку новых торговых объектов, которая будет проводиться силами Х5, для
последующего размещения в них магазинов «Пятерочка», «Перекресток», а также
магазинов других форматов».
Кроме того, Х5 надеется, что местные власти будут информировать ее о планах по
строительству новых микрорайонов. Это позволит компании заранее выбирать места
для своих магазинов. «Мы сразу получаем доступ к новому покупательскому
трафику, счастливым обладателям новых квартир», — объясняет г-н Сусов.
Х5 со своей стороны обещает поддержку малым и средним
предприятиям региона, которые по франчайзингу смогут использовать бренды
компании. Ритейлер также готов выпускать социальные карты для некоторых
категорий граждан.
В итоге, по словам г-на Сусова, стороны договорились о том, что Х5 откроет в
течение двух лет на территории Тверского региона не менее 40 магазинов всех
своих форматов и обеспечит не менее 700 рабочих мест.
Всего ритейлер хочет охватить в ближайшее время 16 регионов страны. На очереди — соглашения о сотрудничестве с Ярославской и Рязанской областями, они могут быть подписаны уже на следующей неделе. В этих соглашениях появляется пункт о долевом строительстве, он будет присутствовать во всех последующих договорах.
По данным г-на Сусова, Х5 намерена довести долю магазинов, построенных по программе соинвестирования, до 10% и более от числа всех новых магазинов. Он отметил, что инвестиции в подобные проекты сопоставимы с вложениями в строительство отдельно стоящего магазина. Директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила оценивает инвестиции в регионах в 850—950 долл. на 1 кв. м.
Х5 на сегодняшний день, пожалуй, единственный крупный ритейлер, который заинтересован в долевом строительстве. Коллеги по цеху такому механизму не доверяют. «В теории этот вид строительства не хуже и не лучше других способов, но есть риск получить магазин с плохой зоной приемки товара, неудачным расположением точки без парковки», — отмечает вице-президент «Дикси» Федор Рыбасов. Совладелец «Виктории» Николай Власенко считает, что надеяться можно только на себя. «Вспомните, как девелоперы банкротились в кризис, останавливалась реализация проектов, — говорит он. — Мы всегда строили за свои деньги и были во всем уверены».
Крупнейшие девелоперы, опрошенные РБК daily, заявили, что в подобных партнерствах с ритейлерами никогда не участвовали. По словам участников рынка, первые этажи обычно занимают предприятия малого бизнеса, к примеру небольшие салоны красоты или оптика, тогда как супермаркеты требуют значительно большего объема площадей, зону погрузки-разгрузки, что может быть некомфортным для жителей дома.
В «Дон-Строй Инвесте» замечают, что даже покупать площади в домах на ранних стадиях строительства ритейлеры не готовы. «Как правило, они начинают интересоваться площадями ближе к завершению строительства объекта, поскольку замораживать финансовые средства на значительный период, то есть ожидать окончания строительства, сдачи в эксплуатацию, для торговой сети значит отодвигать момент начала окупаемости торговой площади», — поясняет представитель девелопера.
Источник: РБК Daily