Антимонопольная служба проверит, почему дорожают мука и молоко
Бороться с подорожанием продуктов из-за засухи правительство готово, используя Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Ведомство уже заинтересовалось ростом цен на муку и молоко. Производители проверок не боятся и готовы объяснить, почему повысили цены
Усилить контроль за ситуацией на продовольственных рынках территориальным управлениям ФАС поручил руководитель службы Игорь Артемьев. В ФАС уже поступает информация о приостановке поставок сельхозпродукции в некоторых регионах, сообщается на сайте ведомства, это приводит к необоснованному росту цен на основные виды продовольствия.
К примеру, из-за ажиотажного спроса на зерно выросли цены на муку в Нижегородской, Тверской, Московской и Орловской областях, Башкирии и Чувашии. Некоторые компании поднимают цены на молочную продукцию, среди них «Юнимилк», ОАО «Вамин-Татарстан», молочные предприятия Нижегородской области, пишет ФАС.
До 10 августа территориальные управления ФАС должны предоставить информацию о состоянии дел в регионах. Производителям, завысившим цены, грозит оборотный штраф — 1-15% выручки на конкретном рынке, говорит начальник управления ФАС Теймураз Харитонашвили.
Производители молочной продукции готовы обосновать повышение цен. Казанский молочный комбинат «Вамин-Татарстан» действительно поднял цены на стерилизованное молоко с 27 июля, рассказывает его коммерческий директор Ильхам Низамутдинов: по поставкам в Казань — на 10%, в Москву — на 20-25%. Претензий ФАС, по его словам, комбинат не опасается — рост цен экономически оправдан. Закупочная цена литра молока за июль выросла с 9,8 до 11,5 руб., объясняет Низамутдинов, сырья для переработки не хватает, без роста цен в такой ситуации не обойтись. «Юнимилк» объявил о повышении цен с 1 августа на весь портфель продукции на 10%, говорит представитель компании Павел Исаев. Он также ссылается на подорожание сырья. «Мы рассматриваем вопрос повышения цен на продукцию — закупочные цены на сырое молоко в некоторых регионах выросли в июле по сравнению с июлем 2009 г. примерно на 50%», — рассказала член правления «Вимм-билль-данна» Марина Каган. Но компания аккуратно подходит к вопросу, чтобы не упал спрос, как это было в прошлом году, поясняет она.
Похожая ситуация и с мукой. По сравнению с июнем закупочная цена взлетела на 41% (с 6720 до 9500 руб. за 1 т пшеничной муки высшего сорта), рассказывал «Ведомостям» в конце июля топ-менеджер крупной хлебопекарной компании. «И это у тех поставщиков, у которых есть товар: у многих просто нет зерна — его держат зерновики и продавать отказываются, дожидаясь дальнейшего роста цен», — сетовал он.
Производители молока сейчас склонны к искусственному ажиотажу, перебивая друг у друга поставщиков сырья, поддерживает намерение ФАС руководитель Национального союза производителей молока Андрей Даниленко, а поставщики, пользуясь таким спросом, поднимают цены на свою продукцию. В стоимости литра молока доля зерновой составляющей — 25% и производители в регионах, пострадавших от засухи, действительно оказались в сложной ситуации, признает Даниленко. Но если регионы получат обещанную федеральным правительством поддержку, а производители перестанут нагнетать обстановку, то рост цен на молоко этой осенью не превысит общую инфляцию, уверен он.
Реальная тенденция повышения цен на зерно проявится к концу III квартала, когда будет выработано имеющееся зерно и придется закупать его по новой цене, говорит директор по коммуникациям группы «Черкизово» Ирина Острякова. Повышение цен на зерно автоматически не означает повышения цен на мясо птицы, говядину или молоко, считает вице-президент агропромышленного холдинга «Мираторг» Александр Никитин. По его словам, цены на конечную продукцию определяются спросом и предложением на рынке, а не себестоимостью.
Цены на продовольствие — политически важный фактор и борьба государства с такими злоупотреблениями всегда будет оцениваться населением со знаком «плюс», замечает Игорь Николаев из ФБК.
Источник: Ведомости