Водочный рынок впервые за десятилетие показал впечатляющее падение
По оценкам "Бизнес Аналитики", объем продаж российского рынка водки в 2009 году составил чуть более 200 млн дал
По сравнению с 2008 годом потребление водки сократилось на 7%, в то время как весь рынок алкоголя (включая вино, пиво и слабоалкогольные коктейли) потерял почти 10%. В денежном выражении продажи водки эксперты компании оценивают в 490 млрд руб., что почти на уровне 2008 года. "Однако в долларовом выражении водочный рынок в истекшем году впервые за десятилетие показал впечатляющее падение — 25%, что объясняется значительным ослаблением валютного курса рубля",— отметили в "Бизнес Аналитике".
Как следует из материалов "Бизнес Аналитики", десятка лидеров продаж 2009 года осталась практически прежней (см. таблицу). Исключение составила выбывшая из нее "Веда" и появившийся торговый дом "Хортица" (торговая марка "Хортица"). Лидером продаж по-прежнему является ГК "Русский алкоголь" (ТМ "Зеленая марка", "Маруся", "Журавли") — 15% рынка в стоимостном выражении. Второе место у "Синергии" (ТМ Beluga, "Мягков", "Русский лед") — 8%.
На третье место в прошлом году вышла АСГ (5%), которая годом ранее не входила даже в пятерку крупнейших по продажам компаний. В "Бизнес Аналитике" уточнили, что годом ранее на третьей строчке была компания "Веда". Бывший лидер рынка остановил свой петербургский завод еще в 2008 году, а предприятие в Саранске (Мордовия) прекратило разлив в начале 2009 года. Оба завода сейчас проходят процедуру банкротства, ключевую марку "Веда" получила вдова одного из основателей компании Кирилла Рагозина Анастасия (сейчас разливается на ТПГ "Кристалл", Калуга), остальные марки — "Вальс Бостон", "Русский размер" и другие — владелец компании Александр Матт разливает на мытищинском заводе "Водочная артель "Ять"".
"Выход АСГ в тройку лидеров обусловлен ростом продаж марки "Пять озер", а также успешным запуск второго бренда "Кедровица"",— считает гендиректор "Бизнес Аналитики" Андрей Стерлин. Впрочем, по оценке директора агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, омский производитель уже три года входит в тройку лидеров продаж. ""Бизнес Аналитика" учитывает продажи только в крупных городах с численностью населения более 100 тыс. жителей, однако если брать продажи в небольших населенных пунктах, то АСГ уже давно на третьем месте",— уверен эксперт.
Как писал "Ъ", водке "Пять озер" уже удалось по итогам первых четырех месяцев 2008 года выйти на третье место в рейтинге самых продаваемых российских брендов (см. "Ъ" от 10 июля 2008 года), но по итогам всего 2008 года марка все же стала четвертой, уступив бренду Nemiroff (3 и 4% рынка в стоимостном выражении соответственно). В 2009 году "Пять озер" разделили третье место с Nemiroff — у обеих марок 4%. Лидерами года остались "Зеленая марка" — 10%, второе месте у "Путинки" (компания "Винэксим") — 5%.
Источник: Коммерсантъ