Volvo стала Geely
Ford продал шведскую компанию китайцам за $2 млрд
Американский концерн Ford вчера достиг с китайской Geely Holding соглашения об основных параметрах продажи ей шведской Volvo Car Corporation. Покупка Volvo станет самой крупной сделкой по продаже европейского автомобильного бренда китайцам.
Американский концерн Ford Motor вчера официально объявил, что достиг соглашения о ключевых условиях продажи принадлежащего ему подразделения Volvo Car Corporation китайской компании Geely Holding Group. Финансовая сторона сделки не раскрывается, но, по словам источников Bloomberg, Geely готова заплатить за шведского автопроизводителя около $2 млрд. Стороны планируют подписать окончательное соглашение в первом квартале 2010 года, а во втором квартале, после одобрения со стороны соответствующих регулирующих органов, сделка должна быть закрыта.
Volvo Cars основана в 1927 году. В 1999 году компания была приобретена Ford за $6,45 млрд. На заводах, расположенных в Швеции и Бельгии, работает около 20 тыс. сотрудников. Продажи в 2008 году составили 374 тыс. автомобилей, чистый убыток — $1,5 млрд.
Geely Holding Group основана в 1986 году. Крупнейший в КНР частный автоконцерн владеет шестью заводами в Китае, выпускает около тридцати моделей автомобилей. Годовой объем производства составляет примерно 300 тыс. автомобилей. Активы компании оцениваются в 12 млрд юаней ($1,8 млрд). Прибыль в 2008 году — 879 млн юаней (около $130 млн). Акции компании торгуются на Гонконгской бирже. За последний год на фоне информации о возможной покупке Volvo акции Geely выросли на 542%.
Руководство Ford объявило, что рассмотрит "стратегические варианты" развития убыточного Volvo, в том числе возможность продажи компании, еще в декабре прошлого года. С тех пор американцы провели переговоры с несколькими претендентами, в том числе с французской компанией Renault и китайской Dongfeng Motor Group. В октябре этого года Ford выбрал основного претендента на покупку актива — Geely Holding Group. Тогда же сообщалось, что в случае продажи Volvo американский концерн будет продолжать с ней сотрудничество, но не планирует сохранить у себя долю в компании.
Покупка Volvo станет самым масштабной сделкой по поглощению западных автомобильных брендов китайскими компаниями, которые стремятся получить доступ к западным технологиям в условиях постоянно растущего спроса на автомобильном рынке Китая. В июле 2005 года китайский автопроизводитель Nanjing Automobile приобрел обанкротившуюся британскую компанию MG Rover за $87 млн. В июне этого года покупателем принадлежащего GM бренда Hummer стала частная китайская машиностроительная группа Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery. Стороны не раскрывали сумму сделки. По оценкам Bloomberg, она составила $150 млн. В октябре британская LDV Group, ранее принадлежавшая группе ГАЗ Олега Дерипаски, перешла под контроль китайской Eco Concept. А в начале декабря еще один китайский производитель — Beijing Automotive Industry Holding (BAIC) — заключил соглашение с Saab о приобретении у нее некоторых технологий и оборудования за $200 млн. BAIC также претендовал на покупку у GM немецкого Opel, однако его заявка была отклонена руководством GM.
По словам источников Bloomberg, знакомых с предложением китайского концерна, Geely планирует построить завод по производству автомобилей Volvo в Китае. Руководство компании рассматривает сразу три варианта строительства, в том числе в Пекине. Наблюдатели полагают, что с покупкой Volvo перед Geely встает проблема вывода компании в прибыль. "Приобретение Volvo только первый шаг. Гораздо более сложная проблема для Geely заключается в том, как использовать то, что они покупают, и как из этого извлечь выгоду",— цитирует Bloomberg аналитика китайской Guotai Junan Securities Чжан Синь.
Источник: Коммерсантъ