Законопроект о «приземлении» прошел второе чтение
Законопроект, согласно которому все иностранные цифровые компании должны будут открыть российские представительства, прошел второе чтение в Госдуме. В начале 2022 г. он должен вступить в действие
Так называемый законопроект «о приземлении» прошел второе чтение в Госдуме, сообщает «Парламентская газета». Согласно ему, любая иностранная интернет-компания, чьими услугами пользуются в России 500 тыс. пользователей в сутки, обязана будет открыть представительство или зарегистрировать юрлицо.
Подали проект в мае 2021 г. депутаты Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев, Антон Горелкин и сенатор Алексей Пушков.
Как говорится в сопроводительном письме, законопроект призван
обеспечить защиту российских пользователей от возможного деструктивного
воздействия.
Один из авторов инициативы — председатель Комитета по информационной политике,
информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что главная
задача нового закона — создать равные условия работы отечественных и
иностранных IT-структур.
Если интернет-компания откажется исполнять требования, Роскомнадзор может принять решение о санкциях: например, запретить рекламу ресурса на территории России, ограничить прием платежей российских граждан и компаний или ограничить доступ к сайту в стране.
Авторы проекта обращают внимание на то, что сегодня зарубежные корпорации занимают существенную долю рынка информационных технологий. По их сведениям, Google предпочитают около 56% российских пользователей, Facebook охватывает около 16% аудитории, Twitter — около 14%. Ежемесячная аудитория YouTube составляет более 44 миллионов человек. При этом существующее законодательство позволяет им формально оставаться вне российской юрисдикции.
Стремление ограничить деятельность цифровых гигантов и привести их деятельность к законодательству той страны, в которой они ведут свою деятельность, является общемировым трендом. Недавно страны большой семерки установили минимальный налог на деятельность транснациональных компаний в 15%, и аналогичный вопрос будет обсуждать на июльской встрече G20. Великобритания и ЕС начали два антимонопольных расследования деятельности Facebook, а Google заявил о координировании своей рекламной политики с британским и европейскими регуляторами. В США законодатели подготовили к рассмотрению пять законопроектов, которые запретят технологическим гигантам покупать конкурентов и проталкивать свои сервисы в поиске.