Франшиза выведет Ozon и «Яндекс» в регионы
Ozon Express и «Яндекс.Лавка» создают франчайзинговые сети, намереваясь привлечь локальных партнеров для доставки продуктов. Эксперты считают, что франшиза поможет быстрому освоению региональных рынков, но может отрицательно сказаться на качестве сервиса
«Яндекс.Лавка» уже тестирует свою модель франшизы и планирует запустить сервис до конца этого года, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в компании. Ozon открыла вакансию руководителя направления развития франчайзинга в Ozon Express, в задачу которому ставится организация франшизы складов Ozon Express и разработка типовых схем взаимодействия с партнерами.
Как считает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская, «Яндекс.Лавка» оставит за собой работу в крупных городах, а партнерам отдаст регионы. Она оценивает сегмент доставки продуктов и товаров как очень востребованный и считает, что при отсутствии работающих в нем сетей федерального охвата именно франшиза позволит компаниям быстро развиваться на этом рынке.
Локальные партнеры из-за ограниченных инвестиционных возможностей смогут открывать только небольшие отделения — размером до 150 кв. м. Но при этом сильная сторона региональных ритейлеров заключается именно в умении работать с сетью небольших точек, заявляет источник «Коммерсанта».
Основатель службы доставки «Самокат» отмечает, что подбор и обучение персонала, передача необходимых для работы технологий требуют серьезного контроля со стороны головного офиса. Но осуществление столь жесткого контроля связано с большими трудностями, поэтому велика вероятность, что качество сервиса серьезно упадет.
В качестве плюсов подобной схемы участники рынка называют знание местными ритейлерами особенностей работы в своем регионе и наличие у них собственной инфраструктуры. Первое преимущество отмечает компания по доставке iGooods, которая работает по франчайзинговой схеме со 130 торговыми точками в 23 городах.
Консультант JosDeVries The Retail Ирина Болотова уверена, что работа в ряде крупных регионов — например, в Красноярском крае — практически невозможна без собственных складов и инфраструктуры. Поэтому партнерство с крупными местными торговыми сетями или логистическими компаниями является единственным способом быстрого выхода на региональные рынки.