Рейтинг крупнейших медиабаинговых агентств России. На рекламном рынке сменился лидер
AdIndex подготовил очередной рейтинг агентств, занимающихся размещением рекламы в СМИ. В исследование вошли 83 компании, занимающихся закупкой рекламы хотя бы в одном из пяти медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете, осуществляемый компаниями Mediascope, «ЭСПАР-Аналитик» и SimilarWeb
Рейтинг опубликован в газете «Коммерсантъ». «Агентства переделили бюджеты». 28.04.2020
Основные результаты рейтинга
1. Наличие в портфеле агентств крупнейших заказчиков из сегментов «Телеком», «Лекарства», «Финансы» и «Автопроизводители» обеспечивает участникам рейтинга первые позиции.
2. Агентство Mediainstinct за 12 лет участия в рейтинге поднялось с 38 позиции на первую.
3. OMD Optimum Media Group продолжает оставаться крупнейшим медиабаинговым холдингом на российском рынке. Dentsu Aegis Network Russia поднялась еще на одну строку в групповом зачете и теперь занимает второе место.
4. Три агентства — Mediainstinct, OMD Optimum Media, Carat — консолидируют почти четверть агентских закупок. Два лидера имеют в своем портфеле телеком-операторов, чьи бюджеты в значительной степени определяются перформанс-составляющей.
5. В топ-10 крупнейших медиабайеров доминирует французская Publicis (Starcom, Zenith, Starlink). По два агентства входят в топ-10 от групп OMD OM Group и АДВ.
6. Четверть компаний в рейтинге (22 агентства) специализируются на интернет-маркетинге.
7. Пять рекламных групп обслуживают 74% всех агентских бюджетов.
Крупнейшие рекламно-коммуникационные агентства в 2019
году по объемам закупок рекламы. Все каналы.
Баинговый оборот, млрд рублей, без НДС*
Место 2019 |
Место 2018 |
Место 2017 |
Агентство |
Оборот 2019, млрд рублей, без НДС |
Крупнейшие клиенты 2019 |
Крупнейшие клиенты 2018 |
1 |
2 |
3 |
Mediainstinct |
22,89 |
Ferrero, ВТБ, МегаФон |
Berlin-Chemie Menarini Group, Ferrero, Мегафон |
2 |
4 |
2 |
OMD Optimum Media |
20,74 |
PepsiCo, Henkel Group, Nissan |
McDonald's, Nissan, Pepsi Co |
3 |
3 |
4 |
Carat |
19,96 |
Mondelez, МТС, Отисифарм |
Danone, Отисифарм, МТС |
4 |
5 |
7 |
Havas Media |
18,33 |
Reckitt Benckiser, X5 Retail Group, Билайн |
Mail.ru Group, Reckitt Benckiser, X5 Retail Group |
5 |
1 |
1 |
Starcom |
14,26 |
McDonald's, Procter&Gamble, Samsung Electronics |
Procter & Gamble, Samsung Electronics, Вымпелком |
6 |
7 |
5 |
Zenith |
11,62 |
GSK Consumer Healthcare, L'Oreal, Nestle |
L'Oreal, Nestle, SCA Hygiene Products |
7 |
8 |
14 |
StarLink |
10,19 |
Abbott Laboratories S.A., Orimi Trade, Завод Прогресс (ФрутоНяня) |
Abbott Laboratories S.A., Orimi Trade, Завод Прогресс (Фрутоняня) |
8 |
6 |
10 |
Initiative |
10,01 |
Tele2, Unilever, Мираторг |
Tele2, Unilever, Мираторг |
9 |
9 |
8 |
OMD Media Direction |
9,29 |
Google, Metro Group, Stada |
Leroy Merlin, Stada CIS, Альфа-Банк |
10 |
12 |
5 |
Wavemaker |
9,20 |
Beiersdorf AG, IKEA, Johnson & Johnson |
IKEA, Johnson & Johnson, Черкизово |
11 |
13 |
12 |
Dentsu X |
8,00 |
Estee Lauder, Toyota Motor, Сбербанк |
Hilding Anders Group, Toyota, Сбербанк |
12 |
11 |
11 |
PHD |
7,70 |
Bayer AG, Volkswagen Group Rus, ЦИАН Групп |
Bayer AG, Volkswagen, ЦИАН Групп |
13 |
17 |
23 |
Multitec |
7,44 |
Mail.ru Group, Tele2, Ростелеком |
Tele2, Газпром, Ростелеком |
14 |
16 |
17 |
MediaCom |
7,24 |
Coca-Cola, Mars Russia, Tele2 |
GSK Consumer Healthcare, Peugeot Citroen Rus, Sony LTD |
15 |
14 |
16 |
Vizeum |
7,19 |
AB InBev Efes, Huawei Technologies, Астеллас Фарма |
Home Credit, Huawei Technologies, Астеллас |
16 |
10 |
9 |
Mindshare |
5,74 |
20th Century Fox Film Corporation, Kimberly Clark, Sanofi Aventis |
Ford Motor Co, Jaguar Land Rover, Kimberly Clark |
17 |
19 |
44 |
iConText |
4,84 |
Ebay, Tele2, Сбербанк |
Ebay, Катрен (Аптека.ру), Сбербанк России |
18 |
23 |
28 |
Media Wise |
4,29 |
Gloria Jeans, Joom, Росбанк |
Gloria Jeans, Joom, Росбанк |
19 |
20 |
21 |
OMD AMS |
3,61 |
Daimler AG, Levi's, Лукойл |
Nissan, Балтика, Спортмастер |
20 |
21 |
29 |
Total View |
3,39 |
Додо Пицца, ГК Пионер, Совкомбанк |
Hearst Shkulev Publishing, YouDo, ГК Пионер |
*В связи с изменением подхода к оценке бюджетов на ТВ и в интернете динамика оборотов не приводится
по объемам закупок рекламы. Все каналы
Группа |
Оборот 2019, млрд рублей, без НДС |
OMD Optimum Media Group |
58,24 |
Dentsu Aegis Network Russia |
43,25 |
Publicis Media Russia |
38,02 |
АДВ |
36,82 |
GroupM |
22,18 |
«ЭСПАР-Аналитик», DigitalBudget
8. В интернете крупнейшая группа — Dentsu Aegis Network Russia, она обслуживает 21% всего агентского рынка. За ней следует OMD OM Group, которая здесь на втором месте. В рейтинге 2017 года на втором месте находилась Publicis, которая сейчас опустилась на позицию ниже.
Крупнейшие рекламно-коммуникационные холдинги в 2019 году
по объемам закупок рекламы в интернете.
Медийная и перформанс-реклама
Группа |
Оборот 2019, млрд рублей, без НДС |
Dentsu Aegis Network Russia |
15,09 |
OMD Optimum Media Group |
11,59 |
АДВ |
7,51 |
Publicis Media Russia |
5,80 |
Media Direction Group |
5,11 |
Источник: оценка AdIndex на основе
данных Mediascope,
«ЭСПАР-Аналитик», DigitalBudget
9. В этом году был составлен также рейтинг перформанс-агентств — компаний, осуществляющих закупки рекламы по принципу оплаты за результат. В оценку вошли контекстные, программатические закупки, а также OLV-реклама.
Крупнейшие компании в 2019 году по объемам
перформанс-размещений
в интересах прямых клиентов
Агентство |
Оборот 2019, млрд рублей, без НДС |
iConText |
4,06 |
Artics Internet Solutions |
2,27 |
Havas Media |
2,18 |
iProspect Russia |
2,13 |
Carat |
2,04 |
Источник: оценка AdIndex на основе
данных Mediascope,
«ЭСПАР-Аналитик», DigitalBudget
Что изменилось в 2019 году
В 2019 году произошла смена лидера рейтинга. Агентство Starcom, привыкшее к первым и вторым позициям, теперь занимает пятое место. Объясняется это изменениями в клиентском портфеле. В прошлом году агентство лишилось сразу трех крупных клиентов. Coca-Cola передала свой бюджет (в 2019 году оценивался в 2,06 млрд рублей) в MediaCom. Последнее занимало 16 место в рейтинге и, кроме Coca-Cola, забрало у Starcom в 2019 бюджетном году эккаунт Mars CIS (2,39 млрд рублей). Лишился Starcom и контракта с оператором «ВымпелКом» (2,26 млрд рублей в 2019 году), который теперь обслуживается в Havas Media (четвертое место в рейтинге, входит в группу АДВ). Эккаунт McDonald's, обслуживаемый в OMD Optimum Media более 15 лет на всех рынках, в январе 2019 года перешедший в Starcom, компенсировал эти три потери лишь частично: бюджет McDonald's в 2019 году, по оценке AdIndex, составил 3,30 млрд рублей.
Как считался рейтинг
Рейтинг медиаагентств является производным от другого рейтинга, который готовит AdIndex, — крупнейших рекламодателей (методика приведена по ссылке). Он, в свою очередь, базируется на данных исследовательских компаний Mediascope, «ЭСПАР-Аналитик» и DigitalBudget. Учитываются затраты только в тех медиа, где есть независимый мониторинг: на ТВ, радио, в прессе, наружной рекламе и интернете.
В этом году впервые в оценке бюджетов на телерекламу учитывается качество закупки (фиксированное размещение), исторический параметр (история присутствия рекламодателя в топ по расходам) и динамика бюджета год к году. Изменения стали возможны благодаря доработке подхода, в формировании которого с 2019 года принимают участие не только агентские эксперты, но и остальные участников рекламного процесса — рекламодатели, площадки, измерители и селлеры.
В связи с изменением подхода данные приводятся без сравнения с показателями 2018 года.
Бюджеты приводятся без НДС. Подробная методика доступна на сайте AdIndex