Кейс Ingate Performance и «Sибирская коллекция»: как с помощью анализа данных Mediascope и X5 Dialog создать эффективный медиаплан
О том, как охватить новые аудитории и усилить присутствие бренда в ключевых сегментах, — в кейсе

Клиент
«Sибирская коллекция» — лидер рынка замороженных продуктов, который активно работает над укреплением своих позиций и расширением влияния. Для достижения этих целей бренду необходимо опираться на актуальные данные о современных трендах потребления. Это позволяет проверить гипотезы о текущем состоянии рынка и выявить новые возможности для роста.
Задачи
-
Провести сегментацию ЦА по интересам, образу жизни, поведению и другим параметрам.
-
Проанализировать текущее потребление продукции бренда и его конкурентов.
-
Оценить продажи в разрезе демографии и каналов.
Реализация
Методология
Для проведения анализа на полное и точное представление о целевой аудитории бренда команда Ingate Performance использовала два источника данных:
-
Mediascope (апрель 2023 — март 2024): медиапотребление, демографический анализ;
-
X5 Retail Group (май 2023 — апрель 2024): продажи продукции в сетях «Перекресток» и «Пятерочка» в регионах присутствия по сравнению с конкурентами.
Количество источников зависит от цели исследования, при необходимости подключаем данные «Магнита», «Ленты», «Глобуса» и так далее. В этом случае ограничились «Перекрестком» и «Пятерочкой» как наиболее целевыми сетями.
Этапы анализа:
-
Демографическая сегментация. Проведение детального анализа ЦА по различным параметрам: полу, возрасту, составу семьи, семейному положению, особенностям работы и другое. Получаем точные профили потребителей с их потребностями.
-
Поведенческий анализ. Анализ потребления, предпочтений, динамики покупок. Здесь изучаем привычки потребителей, включая их покупательские предпочтения и динамику изменений в поведении. Такой подход позволяет выявить ключевые факторы, влияющие на выбор товаров.
-
Аффинитивный анализ каналов коммуникации. Оценка эффективности различных каналов связи с клиентами. Анализируем, какие каналы наиболее эффективно влияют на вовлеченность и конверсии.
-
Конкурентный анализ. Исследование позиций конкурентов на рынке, их стратегии продвижения и ассортимент товаров. Сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны конкурентов, а также определить возможности для улучшения собственных бизнес-процессов.
Комплексный подход к сбору и анализу данных позволяет сформировать целостное представление о рынке и разработать эффективные стратегии для достижения поставленных целей.
Ход исследования данных Mediascope
В рамках исследования изучили характеристики целевой аудитории «Sибирской коллекции», ее поведение и предпочтения для выделения ключевых сегментов и понимания эффективного взаимодействия с каждой группой.
Анализируя данные от общего к частному, проработали гипотезы о каждой возрастной группе и добавили к ним новые параметры, более подробно раскрывающие портрет ЦА.
Демографический анализ
Провели изучение соцдем-параметров для определения основных и лояльных групп к бренду. Также выявили категории, требующие проработки. Получилось найти самые выраженные возрастные группы и менее охваченные категории, где есть потенциал для роста. Аналогично сделали с данными X5 для сравнения соотношения групп из двух разных источников.
Совокупность трех брендов (SK и двух конкурентов) по всей РФ в разрезе сетей «Перекресток» и «Пятерочка». Данные X5 за май 2023 — апрель 2024
Психографический портрет аудитории
Анализ интересов показал, чем живет каждая возрастная группа и какие сайты и сервисы они используют. Эти данные помогают понять, как включить эти интересы в стратегию коммуникации.
Развлечения и досуг
Изучение привычек аудитории показало места развлечений разных групп ЦА, где реклама может застать наибольшее количество нужной аудитории.
Покупательское поведение
Исследование факторов выбора выявило основные драйверы покупок, в том числе в зависимости от уровня дохода. Помимо этого проанализировали товары (кроме продуктов клиента), которые целевая аудитория чаще всего покупает.
Данные Mediascope за апрель 2023 — март 2024
Влияние рекламы
Провели анализ рекламных каналов и их влияния на разные возрастные группы. Выявили общие виды рекламы, положительно влияющие на всю ЦА, и отдельные, точечно направленные на каждую группу.
Пример статистики по самым заметным видам рекламы. Данные Mediascope за апрель 2023 — март 2024
Наблюдаем, что акции и распродажи — лучший способ привлечь внимание к бренду. Также видна значительная разница типов рекламы между брендами.
Медиапредпочтения и платформы
Специалисты Ingate Performance изучили медиапотребление: видеосервисы, соцсети, платные подписки. У каждой возрастной группы есть свои предпочтения в потреблении контента, что нужно учитывать при коммуникации с ними.
Пример статистики самых популярных платных подписок. Данные Mediascope за апрель 2023 — март 2024
При такой популярности подписки «Яндекс Плюс» задумались о разных видах активности в ней.
Региональные особенности
Изучая разницу в потреблении и поведении ЦА в разных регионах, подчеркнули некоторые региональные особенности, которые помогут эффективно масштабироваться по геоблоку.
Пример разницы ЦА в Москве и Санкт-Петербурге. Данные Mediascope за апрель 2023 — март 2024
Динамика знания брендов
Оценили позиции клиента на фоне его конкурентов по разным регионам в динамике для понимания, где можно усилить нашу долю.
Динамика одного из видов знания бренда по Москве. Данные Mediascope за апрель 2023 — март 2024
По графику видно, что бренд SK постепенно сравнялся с конкурентами по доле узнаваемости среди ЦА.
Обработка и проверка гипотез
В ходе анализа обработали клиентские и собственные гипотезы. Поэтапно раскрыли новые детали и причины влияния по каждой гипотезе путем вопросов типа «мы получили такие данные, но почему?»
Эти данные помогли «Sибирской коллекции» глубже понять свою аудиторию и ее потребности, а также наметить ключевые шаги для персонализированных коммуникаций.
Анализ данных X5
Методология анализа продаж в сетевых магазинах заключалась:
-
в отчете «Профиль пользователя» с упором на сегментацию покупателей по полу и возрасту для анализа данных по продажам;
-
в сравнении товаров клиента и его конкурентов по показателям для понимания, что происходит в каждой ценовой категории товаров: сегментация происходила по возрастным группам и группам товаров бренда с аналогами конкурентов (в каждой ценовой категории у SK и конкурентов есть свои конкурирующие товары);
-
в изучении параметров в каждом ценовом сегменте (количество чеков, покупателей, сумма продаж, доля акций, представленность в магазинах и так далее) для выявления и изучения обстоятельств лидерства бренда.
По итогу получили результаты анализа продаж в двух сетях магазинов в разрезе демографии, географии, товарных групп и конкретных товаров от общего к частному.
Дополнительно рассматривали возможность использования отчета «Анализ корзин», позволяющий глубже проанализировать покупательскую миссию и пересечения покупок. Однако с учетом уже полученных результатов решили, что достаточно данных. Их анализ дополнил ранее составленные портреты ЦА и дал цифры о продажах, которые подсветили дополнительные инсайты.
Результаты
На выходе из проведенного анализа получили 20+ инсайтов, а также проработали изначальные гипотезы:
-
Описали и детально изучили все группы ЦА с их полным набором характеристик и методов коммуникации с ними.
-
Нашли инсайты по работе с сегментами целевой аудитории: как для тех, кто сейчас составляет основную долю ЦА (для усиления позиций), так и для тех групп, которые предстоит проработать. Например, выявили методы коммуникации с аудиторией 18–25 лет. Этот сегмент — точка роста с большим потенциалом на фоне уже устоявшихся и более лояльных сегментов аудитории.
-
Выявили методы по работе с геоблоком на основе полученных данных. Увидели, что происходит у конкурентов в Москве и в регионах. Это дало инсайты для расширения влияния на регионы.
-
Выявили лидерство брендов и товаров в каждом ценовом сегменте и обстоятельства этого лидерства. Например, в среднем ценовом сегменте определили главный товар-конкурента с высокой лояльностью среди большей части сегментов ЦА. Проанализировали причины такой высокой лояльности потребителей.
-
Рассмотрели возможность расширения ассортимента и присутствия в некоторых магазинах с учетом успешных продаж отдельной продукции.
Особенности кейса. Рекомендации
В этом кейсе использовали профиль ЦА и Brand Health Tracking в Mediascope, а также отчет «Профиль покупателя» в X5. Для каждой конкретной задачи индивидуально подбирали решение на основании одного или нескольких массивов данных и их анализа.
При аналогичных задачах рекомендуем:
1. Проводите анализ ЦА в Mediascope.
Это анализ множества параметров нужной целевой аудитории на основе данных Mediascope. Кто эти люди, сколько им лет, какую рекламу замечают, какую продукцию предпочитают и так далее.
2. Используйте аналитику данных из сетевых магазинов.
Для всех видов аналитики доступен анализ до конкретного наименования товара (по всей РФ с возможностью выбора региона).
3. Проводите аналитику категории продукции.
Как сравнить бренд клиента с его конкурентами? На какой сейчас позиции его доля в рынке категории? Какие есть тренды в категории? На что ориентироваться при запуске продукта?
-
ABC-анализ (способ классификации ресурсов по степени их влияния на прибыль компании от более значимых до менее) — базовый анализ категории по основным метрикам;
-
дайджест — верхнеуровневый анализ категории клиента и трендов потребления с выводами;
-
диагностика категории — анализ продаж бренда клиента и его конкурентов, его вклад в категорию и представленность ассортимента;
-
анализ трендов — динамика продаж бренда и конкурентов более чем по 20 метрикам, гранулярность до одной недели;
-
источники продаж — анализ точек роста, причин и источников изменения продаж, инкрементальность продукта по отношению к категории.
4. Проводите детальную аналитику ассортимента.
Почему товар клиента задерживается на полках и уступает аналогу конкурента? Что люди покупают вместе с этой продукцией и чем их корзины отличаются от тех, где лежат продукты конкурентов?
-
репертуарные покупки — анализ лояльности покупателей к бренду, какие товары покупатель считает идентичными и какой бренд имеет самых лояльных покупателей;
-
дерево принятия решений — кластерный анализ товаров для выявления ключевых потребностей покупателей;
-
анализ корзин — кросс-покупки: что покупают вместе с продукцией бренда клиента и его конкурентов.
5. Проводите аналитику покупателей.
Кто целевая аудитория? Какие покупатели приходят к бренду, какие уходят и почему?
-
профили покупателей — соцдем-анализ покупателей бренда и его конкурентов, сравнение продаж по группам;
-
миграция покупателей — источники новых и ушедших покупателей бренда, чем они отличаются, можно ли вернуть прежних покупателей;
-
LTV (Lifetime Value — пожизненная ценность клиента) — анализ в разрезе каждого покупателя и его вклада в продажи.
6. Проводите аналитику новинок и тесты.
Запустили новый товар на полки и хотите оценить его запуск?
-
анализ эффективности запуска новинок — оценка запуска нового продукта, анализ причин;
-
опросы и тесты представителей целевой аудитории;
-
каталог неценового промо — анализ трейд-маркетинговых акций;
-
кластеризация — выделение кластеров магазинов и покупателей под тесты и тактические бизнес-задачи.
Автор проекта
Евгений Семячкин, аналитик данных Ingate Performance.
Реклама. Рекламодатель ООО «АП» ИНН 7107519497