Кейс Ingate Performance: как вывести новый продукт на рынок
О том, как эффективно работать над повышением узнаваемости FMCG-бренда даже при ограниченном бюджете, — в кейсе
Хотя кейс может быть полезен для многих FMCG-брендов с аналогичными целями, важно помнить, что каждый бренд уникален. Специфика целевой аудитории и индивидуальные особенности продукта всегда играют решающую роль в формировании конкретной маркетинговой стратегии.
Клиент
Клиент — производитель овощных закусок. Продукция доступна на маркетплейсах и в крупных розничных сетях по всей России.
Задачи
- Увеличить знание бренда и количество пробных покупок.
- Вывести на полки линейку бренда в стеклянных банках.
- Удержать позиции бренда в связи с приходом СТМ федеральных сетей.
Реализация
Определение контекста рынка
Команда агентства оценила позицию бренда по ключевым показателям:
- продажи,
- доля рынка,
- ценовой сегмент,
- дистрибуция.
Специалисты определили лидеров и ближайших конкурентов, а также изучили динамику цен и продаж.
Учитывая неравномерность дистрибуции бренда, сфокусировались на регионах с наилучшим покрытием. К ним отнесли Архангельск, Вологду, Владивосток, Хабаровск. Также изучили позиции брендов в разрезе всей России.
Для анализа эксперты использовали закрытые данные «Первого ОФД». Четырех основных конкурентов бренда рассматривали без учета СТМ.
Пример графиков и данных, на основе которых делали выводы
Ключевые выводы анализа рынка
- Лидеры по продажам в РФ: конкуренты 1 и 2.
- Региональная динамика:
- конкурент 1 теряет позиции из-за сокращения рекламы;
- конкурент 2 усиливает присутствие за счет активного маркетинга;
- бренд клиента сохраняет стабильность, предлагая самые низкие цены среди брендов-лидеров.
Сохранение текущей позиции бренда зависит от активности конкурентов. Можно воспользоваться ослаблением конкурента 1, усилить рекламу и занять первенство в категории. Разобраться в том, может ли бренд рассчитывать на активный рост, помогло изучение рыночных трендов:
-
число СТМ в категории растет;
-
более 60% покупателей предпочитают отечественных производителей консервированных овощей и фруктов;
-
спрос в категории стабильно увеличивается год к году.
Изучение потребителей продукта
На рынке много поставщиков данных, чья основная ценность заключается в доступе к информации о покупках. Эти сведения позволяют глубоко анализировать поведение потребителей в категории, сравнивать бренд с конкурентами и выявлять ключевые тренды.
В рамках текущего проекта специалисты опирались на исследование BrandPulse от Mediascope и аналитику «Магнит.DMP», что позволило создать всестороннюю картину рынка и потребительских предпочтений.
Базовые характеристики
Эксперты определили базовые характеристики целевой аудитории для будущих рекламных кампаний: пол, возраст, гео, доход, семейное положение, наличие детей.
Данные Mediascope BrandPulse 2024: лично потребляли консервированные овощи и фрукты за последние шесть месяцев
Основная целевая аудитория включала состоящих в браке мужчин 35-64 лет и женщин 25-64 лет с высшим образованием и средним уровнем дохода.
Специалисты сопоставили данные BrandPulse и «Магнит.DMP». По информации последнего, ядро целевой аудитории — замужние женщины 25-54 лет с детьми из Архангельска и Вологды. Их ежемесячный бюджет составляет 55-65 тыс. руб.
Для предстоящей рекламной кампании сфокусировались на женщинах 24-50 лет. Объем сегмента составил 1,06 млн человек. Для его определения воспользовались данными «Росстат».
Контекст потребления
Консервированные овощи чаще употребляют во время основных приемов пищи (обед, ужин) и праздничных мероприятий. В этих ситуациях они воспринимаются как удобное подспорье для приготовления блюд или неотъемлемый элемент традиционного стола.
Расширенные характеристики
Анализируя данные BrandPulse, выявили наиболее характерные черты целевой аудитории:
- Низкая приверженность к конкретным брендам (AFF 169).
- Предпочтение полезных продуктов питания (AFF 146).
- Склонность к экспериментам с новыми марками (AFF 146).
- Внимательность к составу продуктов (AFF 136).
- Готовность переплачивать за экологически чистые продукты (AFF 148).
Дальше определили сегменты рынка с наибольшим уровнем проникновения категории продуктов клиента.
Данные Mediascope BrandPulse 2024: лично потребляли консервированные овощи и фрукты за последние шесть месяцев
На протяжении всего периода рекламной кампании специалисты рекомендуют использовать уточняющий таргетинг на пенсионеров и работающих граждан. В качестве фокусного сегмента взяли постящихся людей.
Ключевые характеристики потребителей овощных консервов:
- Стремление к экономии.
- Ограниченность во времени.
- Нерегулярное/неполноценное питание.
- Приоритет семейных ценностей над материальными.
Факторы выбора
Для выявления специфических факторов, которые влияют на выбор овощных консервов, провели сравнительный анализ с более широкой группой потребителей продуктов питания.
Данные Mediascope BrandPulse 2024: лично потребляли консервированные овощи и фрукты за последние шесть месяцев
Определили, что ключевой фактор выбора — наличие продуктовых промо. При этом, потребителям также важны известность бренда, качество и натуральность. Реклама находится на втором месте среди причин покупки после рекомендации близких.
Выводы
В кампании сделали акцент на взрослую целевую аудиторию, среди которой нужно было увеличить знание и пенетрацию. При работе с молодой ЦА повышали узнаваемость бренда.
В коммуникации сделали упор на:
- Потребительские свойства продукта: натуральность, вкус
- Качество продукта: происхождение овощей.
Факторами успеха определили:
-
Отчетливое присутствие бренда: постоянное заметное визуальное присутствие в инфополе потребителя, многократное звуковое присутствие
-
Простое сообщение: не больше одного посыла на креатив, отсутствие сложных терминов и неизвестных широкой аудитории особенностей, общеизвестные факты
Каналы коммуникации на основе данных об аудитории
Команда проекта выбрала каналы, опираясь на данные о целевой аудитории. Сосредоточились на двух ключевых аспектах:
- Охват и заметность: определили каналы, где аудитория больше всего обращает внимание на рекламу.
- Конверсия: выявили каналы, где реклама эффективнее стимулирует покупательскую активность.
Анализ вышеперечисленных факторов позволяет оптимизировать медиаразмещение и повышать эффективность рекламных инвестиций.
Данные Mediascope BrandPulse 2024: лично потребляли консервированные овощи и фрукты за последние шесть месяцев
Сопоставили каналы с целями и получили следующую схему рекламной кампании:
Анализ данных BrandPulse показал, что оптимальная платформа для взаимодействия с целевой аудиторией — «ВКонтакте»: 70% потребителей активно пользуются соцсетью не реже раза в неделю.
Специалисты разработали комплексный подход к digital-размещению. Он включал:
-
OLV (онлайн-видеореклама): обеспечивает качественный охват аудитории.
-
Баннерная реклама: повышает частоту контактов.
-
Таргетинг на базы e-com: позволяют точечно взаимодействовать с потребителями категории.
Такая стратегия позволяет эффективно работать над повышением узнаваемости бренда и увеличением его проникновения даже при ограниченном бюджете.
Таймлайн рекламной кампании
Команда оптимизировала бюджет и рекламную стратегию с учетом сезонности. Для эффективного распределения бюджета и разработки оптимального медиаплана ключевым фактором стал анализ сезонности потребления продукта. Он базируется на двух основных источниках данных:
-
Статистика продаж.
-
Динамика потребительского спроса.
В рамках исследования провели детальный анализ сезонных колебаний спроса для каждой продуктовой линейки бренда. Это позволило определить периоды наибольшей активности потребителей и скорректировать интенсивность рекламных усилий в соответствии с выявленными трендами.
Данные «Вордстата»
Специалисты увидели ярко выраженную сезонность, поэтому работать решили флайтами:
- Первый — сентябрь-декабрь.
- Второй — январь-апрель.
На каждом этапе эксперты учитывали особенности потребления продукта целевой аудиторией. В этом кейсе ситуативная коммуникация направлена на аудиторию, соблюдающую пост.
Получили следующий таймлайн рекламной кампании:
Тактика работы в каналах
OOH (наружная реклама)
Цель наружной рекламы — активировать память потребителя о продукте в критический момент, когда решение о покупке вот-вот будет принято. Эта стратегия нацелена на повышение конверсии и эффективное использование рекламного бюджета.
Оптимальный план размещения:
- Рабочие дни, вечернее время: реклама встречает людей по дороге домой, подсказывая идею для ужина.
- Выходные, круглосуточно: напоминание о продукте в дни семейных встреч и еженедельных закупок.
Максимизация эффекта при минимизации затрат:
-
Для расширения охвата аудитории приоритет отдают билбордам в центральных и густонаселенных районах.
-
Малоэффективные локации, такие как промышленные зоны, загородные трассы и подобные места с низким потенциалом конверсии исключают.
-
Особый акцент делают на размещении рядом с супермаркетами, где представлен рекламируемый бренд. Так создается прямая связь между рекламой и потенциальной покупкой.
Digital Media (OLV и баннеры)
В основе кампании — онлайн-видеореклама (OLV), нацеленная на широкую аудиторию 25-34 лет, известную своим низким уровнем телесмотрения. Это позволяет эффективно охватить труднодоступную для традиционных медиа группу.
Параллельно с OLV команда разворачивала баннерную рекламу. Тактика обеспечивает точечное воздействие на конкретные сегменты целевой аудитории, используя уникальные сообщения для каждой группы. С целью увеличить частоту контактов и углубить взаимодействие особое внимание уделяли аудитории, которая уже взаимодействовала с видеорекламой.
Если наружная реклама (OOH) обеспечивает широкий охват с высокой частотой, то digital-каналы повышают качество этого взаимодействия, делая его более персонализированным и релевантным.
В рекламной кампании специалисты использовали цифровые баннеры OOH, оснащенные Wi-Fi-роутерами. Эти устройства собирают MAC-адреса мобильных телефонов людей, находящихся в зоне видимости рекламы. Далее эти данные используются для ретаргетинга в Digital Media, создавая непрерывную цепочку взаимодействия между офлайн и онлайн-рекламой.
В форматах сфокусировались на InStream. Это сделали по двум причинам:
-
Длительность контакта напрямую влияет на эффективность. Чем дольше аудитория взаимодействует с рекламным сообщением, тем сильнее его воздействие на бренд-метрики, что в конечном итоге отражается на бизнес-показателях.
-
InStream обеспечивает высокое качество контакта, максимально захватывая внимание зрителей.
Учитывая ограниченность бюджета, оптимизировали время показов: минимизировали утренние показы во время пика отсутствующего внимания аудитории. Подход сократил необходимый бюджет на 7% без ущерба эффективности кампании.
Выбор платформ
При выборе конкретных площадок опирались на:
-
доступные таргетинги и форматы;
-
возможность загрузить на платформу данные о потребителях;
-
наличие у площадки собственной аудиторной даты, основанной на покупках.
Специалисты выбрали для работы платформы:
-
«Яндекс Медиа» (InStream, HTML5 banners);
-
«билайн» (Multi-roll);
-
MyTarget/VK (InStream, мультиформат, карусель).
BTL
Для закрытия воронки продаж и максимизации эффекта от предыдущих этапов рекламной кампании внедряли дегустационную механику непосредственно в точках продаж. Стратегия работает в двух направлениях:
-
На теплую аудиторию: укрепляет связь с брендом, превращая намерение в покупку.
-
На холодную аудиторию: создает яркое первое впечатление, стимулируя интерес к продукту.
Таким образом, кампания эффективно охватывает обе категории: новичков и заинтересованных клиентов.
Варианты реализации:
-
Классическая дегустация.
-
Креативные подходы.
-
Интеграция с соцсетями: конкурсы, побуждающие к участию онлайн и офлайн.
-
Нестандартное оформление POSM и уникальная форма промоутеров.
-
Бонусная программа: подарки в виде фирменного мерча за покупку и информационная поддержка (например, раздачи листовок с рецептами, включающими продукты бренда).
Результаты
В мире медийной рекламы эксперты часто ограничиваются оценкой охвата и показов, особенно для брендов с офлайн-продажами без прямых переходов на сайт. Такой подход оставляет бизнес в неведении относительно реального влияния рекламы на продажи, не позволяя отделить ее эффект от сезонности и других факторов.
Философия агентства — максимальная оцифровка и прогнозирование бизнес-результатов. Даже если данные не совсем корректны, пессимизированная оценка лучше, чем никакая. Команда агентства обладает механиками, которые помогают оценивать даже офлайн-каналы и платформы без встроенных бренд-лифтов.
Прогноз потенциальных результатов описанной рекламной кампании:
-
Охват: 90% целевой аудитории и 70% с частотой контакта 5+.
-
Воздействие на восприятие: 20% охваченных пользователей рассмотрят бренд для покупки.
-
Активация: 15% будут целенаправленно искать товар в магазине.
-
Конверсия: 8% совершат покупку.
Команда Ingate Performance
-
Татьяна Кушникова, Head of Strategy Group;
-
Диана Хисматуллина, Strategist;
-
Юлия Козлова, Media planner Strategist.
Реклама. Рекламодатель ООО «МультиФорматнаяРеклама» ИНН 7107518373