Кейс Бренд-центра hh.ru и «Группы ГАЗ»: как с помощью актуализации EVP увеличить количество откликов на вакансии на 20%

О том, как у соискателей заменить устаревший образ работодателя на представление, совпадающее с реальностью, — в кейсе

Картинка Кейс Бренд-центра hh.ru и «Группы ГАЗ»: как с помощью актуализации EVP увеличить количество откликов на вакансии на 20%

Проблема

Когда аудитория слышит аббревиатуру ГАЗ, многие ассоциируют название компании с советской промышленностью. Сейчас компания представляет современный холдинг, который выпускает широкий модельный ряд автотехники и автокомпонентов. На производстве используется передовое оборудование и новаторские методики производства. 

Конструкторские службы работают над созданием машин на электрической тяге и водороде, а также внедрением автоматизированных систем активной помощи водителю и беспилотных технологий. Сотрудникам компания предлагает комфортные условия труда и соцподдержку. 

Сейчас компания входит в десятку лидеров по производству коммерческой техники в мире и поставляет ее в 50 стран. 

Ольга Хохлова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала, дирекция по персоналу:

«Любая компания, которая стала свидетелем многих этапов истории нашей страны и пережила не одну турбулентность, сталкивается с деформированным мнением о себе. Времена для всех были тяжелые, предприятия переживали их по-своему, и это отпечаталось в памяти соискателей».

Для того чтобы изменить мнение аудитории о компании, сделать ее перспективы видимыми на рынке труда, в ГАЗе решили посмотреть на задачу комплексно. Компания проработала EVP (ценностное предложение работодателя) и коммуникационную стратегию. 

В 2021 году руководство решило пересмотреть позиционирование и распределить акценты не только силами HR-департамента и руководства компании, но и с помощью экспертизы Бренд-центра hh.ru. 

Ольга Хохлова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала, дирекция по персоналу:

«Мы активно развиваемся, расширяем бизнес-направления и модельный ряд, увеличиваем объемы производства. Но, как и многие компании, столкнулись с нехваткой персонала. Нам нужно усиливать и корректировать свой подход в части позиционирования, формирования имиджа привлекательного работодателя. Сначала мы сами начали менять внешнее позиционирование на корпоративном сайте, в соцсетях и на работных сайтах, но не было аутентики и последовательности. Хотелось непредвзятого взгляда на те ценности, которые мы предлагаем рынку. Поэтому, как только мы окончательно сформировали продуктовую платформу бренда, перешли к совместной работе с Бренд-центром над ценностным предложением и коммуникациями».

Задачи 

  • Показать сильные стороны компании и ее преимущества, в том числе стабильность, надежность и устойчивость. 
  • Сконцентрировать внимание людей на том, что ГАЗ — многообещающая компания для тех, у кого в приоритете модернизированные рабочие процессы, карьерный рост и разнообразие задач. 
  • Сделать компанию в глазах аудитории более человечной и близкой. 

Елена Зельдина, менеджер проектов Бренд-центра hh.ru:

«Мы поняли, что ГАЗ — про людей и нужно сохранить концепцию, в центре которой находится человек. Обозначить, что это не предприятие с неосязаемыми разработками будущего, а компания, создающая современные продукты, помогающие всем жителям российских городов уже сейчас. Например, комфортные автобусы, в которых ездят тысячи людей, или грузовой транспорт, задействованный в различных сферах бизнеса и экономики. Важно было показать, что к этому причастна компания и ее люди».

Реализация 

Первый этап 

Чтобы глобальный посыл компании звучал обоснованно, требовалась серьезная подготовка и исследования, которые сложат картину «до» и подскажут, от чего отталкиваться в работе над эффективным «после». 

Летом 2021 г. команда Бренд-центра провела кабинетный анализ действующих корпоративных коммуникаций ГАЗа, а также три интервью с топ-менеджментом и эйчарами предприятия.

Затем, выстроив гипотезы EVP и определившись с целевой аудиторией, HR-специалисты компании и эксперты hh.ru приступили к внутреннему качественному исследованию, провели восемь фокус-групп с сотрудниками из Нижнего Новгорода и нескольких подразделений холдинга в Ликино-Дулево и Ярославле.

Оценку работодателя выполнили по шести параметрам:

  • Условия труда: безопасность, организация работы на площадках и в офисах, забота о здоровье персонала.
  • Карьера и развитие: возможности роста и обучения.
  • Компания: положение на рынке, имидж, масштаб.
  • Люди и отношения: корпоративная культура, стиль управления, атмосфера в компании.
  • Содержание работы: задачи и проекты.
  • Вознаграждение: зарплата, премии, прозрачность и регулярность начислений, соцпакет.

Привлекая к аналитике три категории сотрудников: инженерно-технический персонал, рабочих, а также стажеров (студентов и выпускников) и охватывая представителей из разных «дочек», эксперты взглянули на компанию глазами разных групп сотрудников большой команды. 

В сентябре команда приступила к следующему шагу — онлайн-опросу соискателей. В интервью поучаствовали 297 жителей Нижегородской области и регионального центра из числа руководителей на производстве и офисных функций, специалистов разного профиля, рабочих кадров и молодежи. 

Аналитики hh.ru получили мнения респондентов разных возрастов. В финале у них были сведения о том, насколько бренд работодателя узнаваем и популярен среди разных групп соискателей, как часто они откликаются на вакансии группы компаний, с чем она ассоциируется у опрошенных и что в первую очередь важно для них при выборе места работы.

Далее специалисты провели анализ конкурентов. Менеджеры Бренд-центра изучили корпоративные сайты семи компаний, их вакансии и информацию на джоб-бордах, а также проанализировали страницы в соцсетях. 

Второй этап

Для сбора всей информации команда проекта провела финальную сессию с топами, HR- и PR-блоками ГАЗа.

Елена Зельдина, менеджер проектов Бренд-центра hh.ru:

«Часть топ-менеджеров видела нас на рабочей сессии впервые, и задачей было показать результаты исследований и дать всю необходимую информацию для финализирования EVP. Получилось интересно: концепция компании “про людей” и желание личного взаимодействия, реального присутствия наших экспертов в Нижнем Новгороде оказались созвучны. Это дало возможность сохранить эмоциональный контакт между всеми участниками проекта и лучше понять друг друга».

В итоге команда проекта определила пять пунктов, на которых сосредоточили EVP компании:

  • ГАЗ — стабильная, динамично развивающаяся компания, продукты которой отвечают времени и высоким стандартам рынка.
  • В компании комфортно и безопасно.
  • Коллектив и руководство — открыто и поддерживает сотрудников.
  • Работникам предоставляют хороший соцпакет.
  • Предусмотрена система обучения персонала. 

Кроме того, смыслы персонально проработали для каждой категории сотрудников и соискателей.

Третий этап 

Для успешной работы с соискателями необходимо не только составить EVP, но и проработать креативную концепцию, а также коммуникационную платформу бренда работодателя. 

Чтобы каждый тип аудитории получил и прочитал сообщение компании, специалисты разработали HR-гайдбук. Эксперты hh.ru вместе с HR-командой ГАЗа продумали, каким должно быть послание с визуальной и вербальной точки зрения для специалистов, рабочих и стажеров. 

Для визуального контакта с аудиторией сделали портреты реальных сотрудников, показав их в профессиональной среде — на производственных площадках и в кабинетах офисов. Важно было показать естественность. Так соискателю легче представить себя на месте сотрудника компании. 

Еще одним важным элементом стали фоны для фотографий. Для каждой из целевых групп выбрали свой цвет и характерные паттерны, которые не только отражают специфику их деятельности, но и показывают технические достижения и потенциал компании.

Елена Зельдина, менеджер проектов Бренд-центра hh.ru:

«В макетах с участием технических специалистов использовали светло-синий фон и трехмерные модели различных механизмов и узлов автомобилей ГАЗ. Это показало разнообразие деятельности компании. Для финансовых специалистов — светлый фон, а также графики и цифры, для ИТ-сотрудников — серый фон и микросхемы, для молодых специалистов — зеленый фон и формулы: следовало показать, что люди могут и учиться, и работать. В итоге получилось несколько разных вариантов макетов для каждой аудитории».

Для максимальной достоверности ушли от плоских изображений.

Елена Зельдина, менеджер проектов Бренд-центра hh.ru:

«Мы постарались сделать их объемными — какие-то детали оказывались на переднем плане, другие — позади. Это была самая сложная часть визуальной работы».

Вся графика имеет прямое отношение к рабочим процессам в компании — нет случайных или выдуманных элементов. Кроме того, для иллюстраций выбрали не только корпоративные цвета из брендбука, но и добавили новые краски. 

Елена Зельдина, менеджер проектов Бренд-центра hh.ru:

«Мы ушли от традиционной корпоративной строгости — для объемности добавили градиент и выбрали более современные цвета, которые позволили выстроить новые ассоциации с брендом работодателя».

Помимо обязательного наглядного блока для каждого типа профессий создали адресное вербальное послание, а для широкого понимания роли компании на рынке и того, что она может дать сотруднику, использовали формулировки по схеме 1+1= ГАЗ:

«Создаем современные продукты, даем уникальные знания — это ГАЗ» или «Лидируем в отрасли, создаем комфортные условия работы — это ГАЗ». 

EVP транслирует и слоган, который придумали специально: «В будущее вместе». 

Креативная концепция — конструктор, который в компании могут время от времени пересобирать. В банке фотографий для этого достаточно разнообразных снимков, имеются макеты, новые хедлайны всегда можно дописать. Чтобы выдержать tone of voice и придерживаться единых колористических и дизайн-решений, в гайдбуке есть много подсказок и даже антипримеры. 

Ольга Хохлова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала, дирекция по персоналу:

«Гайдбук — нужный инструмент, которого нам все это время не хватало. Без него случались коммуникации в формате полета фантазии на разных платформах. Теперь у нас единый подход, мы обновили все каналы в соответствии с принятой визуальной и вербальными концепциями, сделали редизайн карьерного сайта, в соцсетях. 

Мы также выпустили сувенирную продукцию и оформили зону работодателя в учебных заведениях-партнерах в новой стилистике. Конечно, мы добавляли свои элементы, но на основе, которая позволила не нарушить почерк и не выбиться из общей канвы, а также быстро и легко объяснить задачи подрядчикам коммуникационных продуктов».

Результаты

На реализацию кампании ушло около пяти месяцев — работа над задачами завершилась в январе 2022 года. 

Эксперты Бренд-центра и ГАЗа сформулировали общее смысловое наполнение EVP для всех соискателей и сотрудников компании, а также дополнительные индивидуальные сообщения для каждой из категорий.

Кроме того, разработали:

  • Материалы, которые помогут продвижению имиджа компании: баннеры, стойку для выставок, листовки, вэлком-пак для новых сотрудников, мерч и макеты для соцсетей.
  • Книгу новичка — для быстрого и комфортного онбординга.

Вэлком-пак для новых сотрудников 

Сувениры для молодого поколения «Группы ГАЗ»

Итогом совместной работы стала также стратегия продвижения, которая включала рекомендации по каналам, форматам и внедрению EVP в коммуникации, а также особенностям коммуникации с разными целевыми аудиториями.

Спустя два года масштабной работы с брендом работодателя мнение соискателей стало меняться. На собеседования приходит больше подкованных и подготовленных кандидатов, которые понимают, что представляет из себя компания. 

Актуализация EVP и настройка образа работодателя открыли больше возможностей для ГАЗа. 

Ольга Хохлова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала, дирекция по персоналу:

«Благодаря платформе НR-бренда и пониманию действий мы смогли запустить проект “Школа амбассадоров”, идею которого долго вынашивали и даже поделились ею с командой Бренд-центра hh.ru. В июне этого года первые 25 человек закончили обучение в ней и стали посланниками бренда компании. Теперь общаться с молодежной аудиторией будут не только руководители или HR, но и недавние выпускники школ, техникумов или институтов. Они будут рассказывать о работе на предприятии, проводить представительскую работу и помогать людям уйти от стереотипного представления о предприятии».

Также взяв за основу новый концептуальный базис от Бренд-центра hh.ru, компания обновила дизайн страницы работодателя на hh.ru и брендированный шаблон для вакансий. 

Чтобы объективно оценить показатели эффективности брендированной страницы и влияние ребрендинга, специалисты сравнили данные после запуска обновлений со статистикой за предыдущее время. Они взяли для анализа периоды с августа 2021 по август 2022 г., а также с августа 2022 по август 2023 г.

В итоге: 

  • Откликов на вакансии стало на 20% больше.
  • Страницу ГАЗа на сервисе hh.ru просматрвиают на 29% чаще.
  • После обновления конверсия приглашений составляет 48%, что на 15 п. п. больше показателей прошлого года.

По такому же принципу сравнивали метрики работы брендированных вакансий за период с сентября 2021 по сентябрь 2022 г., а также с сентября 2022 по 2023 г.: 

  • Кандидаты стали на 24% чаще откликаться на них.
  • Просмотры вакансий увеличились на 63%.
  • Конверсия приглашений от работодателя составляет 50%, что на 18 п. п. больше, чем в прошлый период.

Еще один маркер успешности кейса — ГАЗ продвигается в ежегодном Рейтинге работодателей. 

Ольга Хохлова, начальник отдела по подбору и адаптации персонала, дирекция по персоналу:

«Мы стабильно входим в топ-100 компаний и приближаемся к топ-50. Это тоже подтверждает, что мы думаем и идем в верном направлении».


Реклама. Рекламодатель ООО «Хэдхантер» ИНН 7718620740

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.