Кейс телеканала «Наука»: как привлечь внимание многомиллионной аудитории

Российскому телеканалу о науке в 2021 году исполнилось 10 лет. В кейсе «Наука» рассказывается о том, как повысить узнаваемость бренда канала, а также привлечь внимание широкой аудитории к его миссии

Кейс телеканала «Наука»: как привлечь внимание многомиллионной аудитории

Существование телеканала о науке — довольно уникальное явление для медиарынка: среди более чем 600 телеканалов в России лишь около 10 можно отнести к научной или научно-популярной тематике. С момента выхода в эфир «Наука» производит собственные программы, и за 10 лет телеканал стал обладателем уникальной, самой большой в России библиотеки научно-популярного видеоконтента — фильмов, программ, съемок.

Задачи

  • Повысить узнаваемость бренда, привлечь к каналу широкую аудиторию
  • Повысить осведомленность целевых групп о проектах канала
  • Привлечь внимание широкой аудитории к концепции канала и теме популяризации науки 

Решение

Разработка тематической визуализации и обновленного стиля телеканала в разных средах, проведение промокампании в поддержку события

Медийная активность: активная работа со СМИ, участие канала в информационных проектах

Специальные проекты и партнерства

Кейс реализовывали в условиях юбилея телеканала. Он совпал с Годом науки и технологий, объявленным в России: в связи с этим проводились отраслевые мероприятия, что также позволило расширить число партнерств телеканала.

Этап I: новый дизайн и промокампания

Важной задачей стала разработка визуализации, привлекающей внимание к каналу и   юбилею. Она должна была быть универсальной для различных сред и форматов использования: от элементов в телевизионном эфире до наружной рекламы и сувенирной продукции. Поэтому команда разработала дизайн. Его ключевым элементом стала круглая дата — 10 лет, а главным принципом юбилейного оформления — простота, наглядность, яркость. Общий стиль, узнаваемость и разнообразие визуальных форм позволили использовать новое оформление в решении поставленных задач.

Юбилей и новое оформление канала поддержали промокампанией: на территории Москвы разместили наружную рекламу на 34 поверхностях, создали и выпустили в эфир телеканалов группы АО «Цифровое Телевидение» ролики канала «Наука» в новом дизайне.

Этап II: медийная активность

Десятый день рождения канала стал инфоповодом — новость активно освещали СМИ. Сюжеты о юбилее вышли на телеканалах «Россия 24», «Россия-1», «Москва 24». О событии также написали «Российская газета», ТАСС, информационные порталы M24.ru, 360, News Sputnik, «Научная Россия», «Вести.ру» и другие СМИ.

В честь праздника президент России Владимир Путин отправил поздравительную телеграмму коллективу телеканала, которая была опубликована на сайте Кремля в день рождения «Науки». Также канал поздравил Валерий Фальков, министр науки и высшего образования России, а Александр Сергеев, президент РАН, записал видеообращение, где отметил работу канала и ценность научных передач. 

В течение юбилейного года канал активно присутствовал в СМИ с различными информационными поводами: редакционными материалами, проектами и премьерами канала и многим другим.

Этап III: специальные проекты и партнерства

В течение года телеканал был соорганизатором и участником отраслевых событий.

  • Генеральный директор канала «Наука» вошел в попечительский совет фестиваля «Мир знаний». В рамках фестиваля прошла премьера полнометражного фильма «Гравитация. Главная сила»
  • Участие телеканала в форуме популяризаторов науки стран БРИКС, организованного Минобрнауки России совместно с секретариатом Российского совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству стран БРИКС
  • Канал «Наука» — информационный партнер премии «Просветитель» 
  • Участие в круглом столе по развитию научного кино ФАНК (Фестиваль научного кино)
  • Телеканал «Наука» — информационный партнер фестиваля «Свой взгляд»
  • Поддержка проекта «Цифровой Диктант 2021» — всероссийской акции по определению уровня цифровой грамотности
  • Поддержка Научно-популярного фестиваля Pint of Science в Москве и Санкт-Петербурге
  • Участие в Форуме популяризаторов науки, организованном Министерством науки и высшего образования Российской Федерации при поддержке МГУ имени М. В. Ломоносова и Российской Академии наук
  • Участие в Конгрессе молодых ученых в Сочи. Соцсети канала транслировали события Конгресса, организатором выступил Россконгресс и АНО Национальные проекты
  • Телеканал «Наука» — информационный партнер Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+. В рамках фестиваля показали фильмы канала «Наука», а также проведена церемония награждения победителей конкурса «Снимай науку!»

В 2021 году канал и его проекты получили несколько наград:

  • Канал «Наука» стал лауреатом премии «Золотой луч» в номинации «Лучший научно-познавательный канал» 
  • Проект «Истории болезней» стал призером премии «За верность науке» в номинации «Лучшая программа о науке на ТВ» 
  • Премия «Знание»: автор и ведущий телеканала «Наука» Алексей Семихатов стал просветителем года на Радио и ТВ

Событием года стал ежегодный конкурс видеороликов и фоторабот «Снимай науку!», реализуемый при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, Российского научного фонда. Цель конкурса — вовлечь в коммуникацию широкую аудиторию, включая молодежь.

Лучшие фотографии становятся иллюстрациями научных статей интернет-энциклопедии Wikipedia. В 2021 году в конкурсе приняли участие более 500 авторов, приславшие более 2300 работ. Проект поддержали федеральные СМИ: телеканал «Россия 24», телеканал «Москва 24», издания «В мире науки» и многие другие.

Одним из партнерских проектов года стала коллаборация со Сбербанком. Кадры фотоконкурса «Снимай науку!» телеканала «Наука» появились в приложении «СберБанк Онлайн», которое также отмечает десятилетний юбилей в 2021 году. Из тысяч работ конкурса научной фотографии 15 кадров выбрали для интеграции в банковское приложение; любой из 70 миллионов пользователей может установить фотографию в качестве заставки.

Чтобы осветить итоги конкурса, задействовали возможности партнеров. При поддержке Россотрудничества организовали фотовыставки лучших работ в Пекине (Китай) и Республике Беларусь. При помощи Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+ выставки лучших кадров прошли в крупных российских городах: Сочи, Новосибирск, Красноярск. Кроме того, работы смогли увидеть в Душанбе (Таджикистан). Фотовыставку также организовали в рамках международного военно-технического форума «Армия-2021» на фестивале робототехники и инновационных технологий «РобоАрмия» в Москве.

Канал проводил мероприятия и в цифровой среде. На сайте полностью обновили дизайн. Реализовывали спецпроекты: цифровые премьеры в социальных сетях, марафоны, сессии вопросов и ответов, в которых аудитория могла получить ответы ученых на свои вопросы.

Результаты

По итогам всероссийского опроса*, в декабре 2021 года выросла узнаваемость канала: за последний год число россиян, знающих о телеканале «Наука», увеличилось с 54 до 59%. 

В декабре 2021 года зафиксирован максимальный с 2018 года уровень интереса россиян к науке: 64% респондентов утверждают, что интересуются достижениями современной науки. В 2020 году таких ответов было 57%, а за 2021 год показатель вырос на 7%.

Согласно опросу в декабре 2021 года, в Москве научными достижениями интересуются в 82%. Наибольший интерес к науке за прошедший год проявила целевая аудитория канала — молодежь и люди среднего возраста: с 43 до 56% среди 18–25-летних, с 48 до 60% среди респондентов 25–34, с 53 до 65% в возрасте 35–44. 

Несмотря на общий для телевидения тренд снижения показателей телесмотрения, телеканал «Наука» сохраняет стабильные показатели. Ядро аудитории — по-прежнему работающие телезрители 20–45 лет. Ежедневно канал просматривает около 1 миллиона человек, а в год — почти треть населения страны: 43,5 млн.

За прошлый год канал увеличил аудиторию в цифровой среде: число подписчиков в YouTube выросло на 27% и превысило 2,17 млн, более чем на 25% выросла аудитория социальных сетей, более 1,3 млн подписчиков во «Вконтакте», «Одноклассниках», Facebook, Instagram и TikTok.

 

 

*Исследование провел Институт современных медиа (MOMRI) по заказу телеканала «Наука». Опрос проводился методом CATI среди жителей России в возрасте от 18 лет и старше. Общее количество опрошенных — 1606 человек. Выборка квотная по полу, возрасту, типу поселения и федеральному округу. Даты проведения исследования — 10–20 декабря 2021 года. Для сопоставления приведены данные опросов, проведенных по аналогичной методологии в декабре 2020, 2019, 2018 гг.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Artics Internet Solutions №1 Digital Index 2021
2 Carat №1 Медиабаинг 2020
3 Diversity №1 BTL 2021
–ейтинг@Mail.ru