Как один блогер смог привлечь внимание всей страны — оцениваем влияние Юрия Дудя
Агентство аналитики социальных медиа «Шмаков.Медиа» поставило себе задачу измерить влияние Юрия Дудя и его канала на людей и освещаемые в его фильмах темы
Эффект в первую неделю после выхода фильма:
- Спрос на тесты в аптеках «Неофарм» и «Столички» 11 февраля вырос в 10 раз.
- Call-центр ГКУЗ Ленобласти «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» получил в 2,5 раза больше звонков.
- Благотворительный фонд по борьбе со СПИДом «Диакония» — получил в пять раз больше обращений, а число людей, приходящих на тестирование в мобильные пункты фонда, выросло в три раза.
- В «Инвитро» число заказанных тестов с 10 по 15 февраля выросло на 12% по всей стране и на 15% по Москве и Подмосковью.
- 14 февраля спецпоказ фильма Дудя состоялся в Госдуме.
- Глава Счетной палаты Алексей Кудрин пообещал проверить эффективность мер по организации медицинской помощи ВИЧ-инфицированным.
Как развивался YouTube-канал «вДудь»
Прежде чем переходить к оценке влияния Юрия на гостей и темы, о которых он говорит в своих документальных фильмах, в «Шмаков.Медиа» решили разобраться с его основным медиаактивом: YouTube-каналом «вДудь».
Обзор базовых показателей на 1 марта 2020 года:
- ссылка на канал
- дата регистрации канала: 3 января 2014 года
- количество подписчиков: 6.890.000
- дата первого опубликованного видео: 7 февраля 2017 года
- суммарное количество просмотров: 870.469.637 (~870 миллионов)
- количество опубликованных видео: 102
- последнее опубликованное видео: 18 февраля 2020 года
Первое видео было опубликовано в январе 2017 года. С этого момента канал растет линейно — в среднем канал "вДудь" каждый месяц прирастает на 165000 подписчиков. За три года активной работы канал набрал почти 7 млн подписчиков.
С каждым годом на канале публикуется все меньше материалов. Если мы сравним количество выпусков, опубликованных в 2017 и в 2019 году, то увидим, что падение составило 40%. Суммарное количество просмотров, собранных каналом за год, тоже закономерно снижается.
При этом среднее количество просмотров растет линейно (данные за 2020 год пока некорректны — он еще не показал все, на что способен).
Интересный показатель развития канала — количество просмотров самых
непопулярных выпусков по годам.
2017: интервью с Александром Роднянским — 2,674 млн
просмотров
2018: интервью с Олегом Табаковым — 2,835 млн
просмотров
2019: интервью с Андреем Ивановым — 4,258 млн
просмотров.
График ниже наглядно показывает распределение по годам и количеству просмотров каждого видео. Кружок — выпуск.
"вДудь" vs "Вечерний Ургант"
Сравнение количества поисковых запросов в
Google (клик по картинке переведет в Google Trends)
синий — Юрий Дудь, красный —
Иван Ургант.
По графику отчетливо видно, что:
1) у Ивана Урганта обьем поисковых запросов за 5 лет в среднем зафиксировался
на одном уровне, но с октября 2019 обьем запросов вырос (на графике ниже это
будет заметнее).
2) Юрий Дудь добился большого интереса к своей персоне уже в первый год
активной работы.
В 2017 он выпустил 40 интервью.
"вДудь": смена формата
В 2019 году канал изменил формат. Помимо интервью Юрий Дудь начинает снимать
документальные фильмы на социально-значимые темы. Один из них был посвящен
террористическому акту в Беслане 1-3 сентября 2004 года. Выпуск был опубликован
в 15-летнюю годовщину события.
Давайте посмотрим, как выход расследования "Беслан. Помни" повлиял на статистику поисковых запросов. Для этого сравним объем интереса, который естественным образом возрастает в дни годовщины теракта: возьмем данные за сентябрь 2018 года и сентябрь 2019 года:
- Yandex — количество запросов выросло в 3 раза (было 500к, стало 1,5 млн);
- Google — количество запросов выросло в 5 раз (было 20%, стало 100%).
вДудь: как фильм о ВИЧ повлиял на людей
Фильм "ВИЧ в России" был опубликован 11 февраля 2020 года. Слово "нашумевший" подходит здесь идеально — на его выход отреагировала не только массовая аудитория, но и многие известные персоны и институты, включая Госдуму.
Но медиааналитика позволяет ориентироваться не на общее
ощущение, а на цифры. Поэтому давайте исследуем, какие показатели изменились
после выхода фильма.
Будем использовать несколько источников данных:
- Яндекс.Вордстат
- Google Trends
Примечание
- Яндекс.Вордстат (https://wordstat.yandex.ru/) показывает абсолютные значения, то есть сколько поисковых запросов было совершено по группе запросов. Что значит "группа запросов": если искать по слову "вич", то сюда будут входить все другие запросы, которые включают себя слово "вич": "вич", "вич тесты", "вич тесты по слюне и тд".
- Google Trends (https://trends.google.ru/) показывает относительное значение относительно самого запрашиваемого дня, то есть - если значение 100%, то значит в этот день за выбранный период было максимальное значение количества запросов.
- Стоит учитывать распространение поисковых систем у конкретных групп людей: в какой-то больше будет распространен Яндекс, в какой-то Google. Это могут быть как личные предпочтения, так и договоренности между производителями телефонов и владельцев поисковых систем. Подробнее со статистикой использования поисковиков можно ознакомиться на сервисе Яндекс.Радар (https://radar.yandex.ru/search).
До выхода фильма
Для начала зафиксируем статистику поисковых запросов в Яндексе в России по
месяцам до выхода фильма (до января 2020 включительно) по основным
запросам:
вич (ссылка на
Яндекс.Вордстат)
Ежемесячно по группе запросов "вич+" в Яндекс поступает
порядка 800т.-1млн. запросов ежемесячно.
При этом с каждым годом запросов становится все больше и больше.
вич-тесты по России (ссылка на Яндекс.Вордстат)
Количество запросов в Яндексе по группе запросов "вич тесты+" за 2 года увеличилось в 2 раза :(
Количество запросов в Яндексе по группе запросов "вич тесты+" по федеральным округам (согласно Яндексу).
После выхода фильма
Чтобы оценить изменения в Яндекс.Вордстате есть возможность смотреть количество
запросов по неделям в динамике.
-
вич (ссылка на Яндекс.Вордстат)
Всплеск в декабре 2019 связан со Всемирным днем борьбы со
СПИДом.
Падение до 142177 - в неделю Нового Года количество поисковых запросов падает
по всему и возвращается на свои средние значения на следующую неделю.
-
вич-тест (ссылка на Яндекс.Вордстат)
Количество запросов по группе "вич-тесты" увеличилось более чем в 20 раз.
В каких федеральных округах больше всего выросло количество поисковых запросов в Яндексе, относительно предыдущей недели (внимание на колонку 10 февраля).
За 100% берутся значения предыдущей недели. Для примера: регион "Юг" в неделю "3-9 февраля" - 2739 запросов, "10-16 февраля" - 45008 запросов, рост относительно предыдущей недели = 1543%
Юг и Центр (федеральные округа) относительно предыдущей недели (неделя до выпуска Дудя про ВИЧ) стали лидерами роста: 1543% и 1512%.
Относительный рост "6 января 2020" связан с новогодними
выходными.
На секунду задумайтесь, что до выхода фильма еженедельно информацией о тестах
на ВИЧ интересовалось порядка 8-9т. человек, а после - в 10 раз больше и в 5
раз больше на вторую неделю.
Топ-10 областей, по росту количества запросов "вич тест+" в Яндексе
За 100% берутся значения предыдущей недели. Для примера: регион "Юг" в неделю "3-9 февраля" - 2739 запросов, "10-16 февраля" - 45008 запросов, рост относительно предыдущей недели = 1543%
Юг и Центр (федеральные округа) относительно предыдущей недели (неделя до выпуска Дудя про ВИЧ) стали лидерами роста: 1543% и 1512%.
Относительный рост "6 января 2020" связан с новогодними выходными.На секунду задумайтесь, что до выхода фильма еженедельно информацией о тестах на ВИЧ интересовалось порядка 8-9т. человек, а после - в 10 раз больше и в 5 раз больше на вторую неделю.
Топ-10 областей, по росту количества запросов "вич тест+" в Яндексе
ИТОГ
Объем запросов по теме «ВИЧ» в России растет с каждым годом. Связано ли это с тем, что количество ВИЧ-инфицированных каждый день увеличивается на 250 человек? Вероятнее всего, да.
В России уже более 1 млн ВИЧ-позитивных!
Тем не менее влияние фильма Дудя о ВИЧ переоценить сложно — динамика поисковых запросов после выхода фильма демонстрирует кратный рост.
Юрий Дудь и его команда выпустили фильм очень вовремя. Выпусти они его раньше, то, возможно, такую волну поднять бы не смогли: не тот объем аудитории, не то доверие общества, не та узнаваемость.