Каким был этот год для интернет-рекламы и как долго продолжится рост? Подводим итоги 2021 года в digital вместе с экспертами отрасли.
Последние исследования показывают, что 66% покупателей заинтересованы в использовании дополненной реальности во время шопинга. Метавселенные хорошо укладываются в этот запрос. Более того, они даже превосходят его благодаря новым привлекательным форматам и пользовательскому опыту. Некоторые компании разрабатывают полностью брендированные VR-миры. Но их создание подразумевает новые правила игры на рынке. Вряд ли покупатели захотят надевать VR-очки, чтобы только посмотреть рекламу в начале ролика. Брендам нужны новые подходы и эксперименты.
Мы сейчас находимся в том интересном периоде, когда пользователям предстоит переопределить свою идентичность (social) и построить виртуальный параллельный мир (entertainment). Поэтому особую ценность приобретают следующие два тренда: social и entertainment e-commerce. Мы в AliExpress планируем активно развивать эти направления в новой реальности метавселенных. Более того, наши коллеги из Alibaba уже запускают пилотные проекты такого рода: недавно прошла выставка Tmall Metaverse Art Exhibition.
Бренды, которые первыми попробуют новые инструменты, получат преимущества перед остальными. И потребители с большей вероятностью будут рассматривать их как инновационные. Пока сценарии использования и сама технология не сформировались окончательно — здесь потребуется время на адаптацию к новой реальности.
Метавселенные заставляют задуматься о развитии конфиденциальности. В метавселенных мы сможем быть любой формы, цвета или пола — кем угодно или чем угодно. С точки зрения инклюзивности это очень важно, так как уравнивает правила игры. А если смотреть на вопрос с позиции маркетинга, то может сильно измениться понимание таргетинга и других традиционных инструментов. Но для нас любые изменения — это позитивная история: мы можем использовать лучшие мировые практики Китая благодаря активному развитию ИИ и 5G.
Формирование «новой нормальности» — ключевое событие. Пандемия изменила так много в маркетинге и нашей жизни, что выделить какую-то одну технологию невозможно. Даже сейчас, несмотря на постепенное открытие границ и запуск производств, велик шанс, что мы никогда не вернемся к прежнему состоянию. Наше поведение в работе, общении и покупках изменилось навсегда. Одним из проявлений «новой нормальности» стала гибридность — мероприятия и встречи теперь проходят онлайн. Это стало толчком к развитию метавселенных, в которых нам еще предстоит научиться жить.
В России за первые месяцы пандемии в онлайн пришли более 10 млн покупателей. Это люди с новыми привычками. По нашим прогнозам, в 2024 году каждый пятый товар будет продаваться онлайн.
Например, AliExpress активно использует новые форматы в social e-commerce, благодаря которым покупки онлайн становятся удобнее. Так, благодаря интеграциям в соцсети шопинг стал настоящим спасением и развлечением в условиях ограничений.
Любой новый инструмент продвижения на аудиторию более 500 млн пользователей — как минимум интересная история для маркетинга. Да, у рекламы в Telegram есть ограничения, одно из которых — таргетинг, но мы рассматриваем это направление только как один из множества инструментов. У нас есть концепция ISBS (Integrated Social Behaviour Shopping), которая объединяет инфраструктурные платформенные решения для селлеров, блогеров, пользователей и байеров в единую social-экосистему. Такая система обладает достаточной пластичностью: она позволяет быстро адаптироваться к новым паттернам взаимодействия внутри социальных сетей.
Пандемия полностью изменила потребительские паттерны, и в 2022-м этот тренд только усилится. Многие из нас переоценили свою жизнь во время изоляции, пересмотрели все в ней — от личных расходов до рабочих привычек. На мой взгляд, брендам сейчас очень важно тонко чувствовать запросы аудитории в новой реальности и точно им соответствовать. Это будет вызовом для компаний в 2022 году.
Кроме того, образ жизни потребителей стал гораздо более гибким. Пройдя через изоляцию, потребители стремятся вырваться из ограничений, исследовать мир и приобретать новый опыт как в виртуальной реальности, так и в реальном физическом мире. Бренды должны вдохновлять, а не предписывать. Именно поэтому на рынке происходит всплеск интереса к live-стримингу и другим инструментам social e-commerce, а Россия имеет все шансы стать одним из лидеров этого направления, по крайней мере в креативных инновациях.