Каким был этот год для интернет-рекламы и как долго продолжится рост? Подводим итоги 2021 года в digital вместе с экспертами отрасли.
Будут появляться новые сервисы и новые возможности их монетизации.
Метавселенная даст мощный скачок развитию технологий и готовых технологичных решений. Бренды смогут реализовывать проекты с меньшими инвестициями на базе готовых решений, привлекающих больше денег клиентов. Это позволит не только крупным рекламодателям реализовать дорогостоящие проекты с дополненной реальностью, но и откроет портал для средних бюджетов. Стоимость разработки пока что под вопросом, но остается надеяться, что цена единицы закупки не станет основным фактором, сдерживающим привлечение рекламных бюджетов.
Возможно, мы получим долгожданное решение по возможности построения экосистемы бренда внутри метавселенной. В синхронизированной среде появится возможность проследить весь путь пользователя от контакта с рекламой до продажи и, вероятно, стимулирование желания купить товар с помощью нейронных сетей.
В дальнейшем можно ожидать коллекционирования пользовательских данных и их применение в рекламных кампаниях внутри метавселенной. При этом больше инвестиций будут тратить на создание контента.
Cookies и IDFA. Весь год рынок ищет решения, как сохранить third-party-данные. После отмены cookies прогнозируется аналитический апокалипсис. Исчезновение данных о поведении аудитории особенно ударит по всем рекламодателям. Пока решение с созданием CDP (consumer data platform) самое рабочее. Но на разработку потребуются приличные инвестиции, и не все клиенты готовы быстро перестроиться. Поэтому актуальный вопрос для компаний сегодня — создавать свою CDP или использовать готовые решения, которые уже имеют отлаженную инфраструктуру и успешные кейсы.
Думаю, создание метавселенной компанией Meta — самая яркая новость этого года. Отмена cookies добавила тревожности, но при этом рынок зашевелился в поисках и разработках решения, что здорово. Мир не стоит на месте, и расслабляться в digital нельзя.
Пока сложно сказать — реклама только запустилась, и рынок находится в наблюдательной позиции. Условия размещения рекламы необычные для российского рынка: два миллиона евро российский рынок не готов потратить на digital-рекламу.
Очевидно, что модель ценообразования на данный момент не предполагает масштабных продаж на любого клиента. И есть сомнения, что ценообразование изменится в будущем. Здесь либо ориентир на западных клиентов, кто может позволить себе тратить подобные суммы на рекламу, либо фокус не на конечных рекламодателей, а на агентства и ресейлинг, где агентство-посредник покупает пакет и продает его своим клиентам с наценкой. Такая модель уже есть на рынке.
Блокировка cookies, наверное, окажет одно из сильнейших влияний на digital-рекламу. Брендам придется собирать данные о своих пользователях на своей стороне. Не все компании будут готовы к этому. Ведь это солидные инвестиции на разработку, а также внутренние ресурсы. Не исключено, что появится альтернативное решение на рынке.
Дополненная реальность. Метавселенная, объединяющая платформы на базе дополненной реальности, однозначно, самый долгожданный и перспективный тренд следующих нескольких лет.
TikTok и короткие видео — тренд 2021 года, перетекающий на 2022. Несмотря на динамичный рост TikTok аудитории, бренды все еще скептически настроены по поводу наличия их целевой аудитории на платформе. При этом короткие видео и Reels уже завладели аудиторией, меняя в целом культуру потребления контента. Короткие ролики пришли на смену длинным, и дороги назад нет. Сама платформа в этом году активно работает над привлечением брендов, создавая всю необходимую инфраструктуру для рекламодателей. Помимо виральных челленджей есть возможность также сделать замеры и провести Brand Lift.
Гейминг — рост аудитории и развитие индустрии порождает появление новых возможностей для рекламных интеграций. Отдельно стоит выделить киберспорт. Успех российской команды Team Spirit привлек немало внимания и спонсорских денег со стороны крупнейших брендов.