Как YouTube и Snapchat воспользовались кризисом TikTok в США
На фоне нестабильного положения TikTok в США пользователи начали искать альтернативу китайскому приложению. В ответ на этот запрос крупные платформы стали предлагать бонусы и новые функции, чтобы привлечь к себе новую аудиторию и авторов. Рассказываем, сколько заработали соцсети из-за проблем TikTok и с помощью чего начали заманивать пользователей
![image](http://adindex.ru/assets/publications/2025_02/330897.jpg)
Немного предыстории: в апреле 2024 г. президент США Джо Байден подписал закон, который регулирует продажу китайского приложения в стране. Если социальная сеть проигнорирует требования, ее деятельность в США будет запрещена. Однако TikTok угрожают заблокировать не в первый раз. История с попытками продать платформу американским компаниям и обвинениями в угрозе национальной безопасности тянется с 2020 г.
Рост в цифрах
Начнем с отчетов конкурентов TikTok. Генеральный директор Snapchat Эван Шпигель в начале февраля объявил, что неопределенность, связанная с будущим китайского приложения, положительно сказалась на его бизнесе.
«Мы не пытаемся делать слишком много выводов из того, что мы увидели, когда TikTok на короткое время отключился. Я бы сказал, что общая обстановка неопределенности идет на пользу нашему бизнесу», — отметил Шпигель.
- В четвертом квартале 2024 г. Snapchat сообщил, что количество его активных пользователей достигло 453 млн в день, что на 39 млн больше, чем в предыдущем периоде.
- Выручка Snap составила $1,5 млрд по сравнению с почти $1,4 млрд в предыдущем году.
Видеохостинг YouTube тоже побил свои рекорды на фоне проблем TikTok.
- Платформа отметила значительный рост рекламных доходов в четвертом квартале 2024 г., впервые преодолев отметку в $10 млрд. Согласно отчету, общая сумма прибыли от рекламы составила почти $10,5 млрд, что на 13,8% больше аналогичного периода 2023 года.
- Эти данные значительно превышают предварительные прогнозы аналитиков, которые ожидали, что выручка составит около $10,2 млрд.
В свою очередь Meta* отметила, рост принадлежащих ей платформ.
- Количество показов рекламы в приложениях выросло на 6% за четвертый квартал 2024 г. и на 11% за год.
- В среднем за декабрь 2024 г. количество активных ежедневных пользователей соцсетей Meta* составило 3,3 млрд, что на 5% больше, чем в прошлом году.
Не только американские компании получили рост из-за проблем TikTok в Штатах. Пользователи из США начали массово стекаться в китайское приложение для создания коротких видеороликов RedNote (оригинальное название — Xiaohongshu — Сяохуншу). В начале января этого года платформа поднялась на первое место среди бесплатных программ в американском App Store.
- Несмотря на то, что RedNote доступно только на китайском языке, в декабре 2024 г. в США его скачали 509 тыс. раз, а в первой половине января 2025 г. — примерно 698 тыс. раз.
- Сейчас соцсеть оценивают в $20 млрд, согласно данным Bloomberg.
Стратегии привлечения
Meta* начала привлекать аудиторию и переманивать авторов китайского приложения с помощью бонусов. Например, в конце января этого года компания объявила, что создатели контента в TikTok смогут заработать до $5 тыс. в виде бонусов за публикацию Reels в Instagram* и Facebook*. Также авторы получат доступ к программе Facebook* Content Monetization, которая даст возможность зарабатывать деньги на видео, фотографиях и текстовых постах.
TikTok-блогерам также предлагается годовая пробная версия Meta* Verified, которая включает в себя значок подтверждения и поддержку аккаунта. Но есть нюанс — выдадут такие преференции не всеми, а критерии отбора авторов для участия в программе компания не разглашает.
Кроме того, Meta* дала возможность создателям контента показывать свои ники в Instagram*, TikTok или YouTube и количество подписчиков в своих профилях Facebook*, чтобы повысить узнаваемость на платформе.
IT-компания Цукерберга не единственная начала предлагать пользователям альтернативные функции и сервисы. Соцсеть Илона Маска X (бывший Twitter) в день блокировки TikTok в США, 20 января, представила американцам функцию просмотра вертикальных роликов по аналогии с сервисом TikTok, сообщил RB.ru. Создатели сервиса не стали затягивать и с монетизацией — после того, как пользователь посмотрел несколько коротких видеороликов, ему показывают рекламу. TechCrunch отметил, что «это помогает компании получать доход, удерживая пользователей в видеоконтенте».
В тот же день, 20 января, конкурент X, соцсеть Bluesky, запустила в режиме бета-тестирования раздел Trending Videos, в котором можно просматривать короткие вертикальные видео.
Помимо крупных игроков IT-рынка привлечь тиктокеров пытаются и другие компании. Например, в начале января создатели сервиса для редактирования видео Captions перешли на новую бизнес-модель. Если раньше за приложение нужно было платить, то теперь частью его базовых функций можно воспользоваться бесплатно.
Онлайн-платформа Reddit тоже вступила в гонку. В январе соцсеть предложила кешбэк в размере 10% для рекламодателей, которые потратят от $150 тыс. Однако эти стимулы были ограничены не только максимальной суммой возврата — $500 тыс., но и сроком использования — до конца января.
На этом фоне выделяется Snapchat, который смог переманить пользователей с помощью функции, запущенной на платформе еще в 2020 г., пишет TechCrunch. Альтернатива TikTok, Spotlight, позволяет пользователям публиковать вертикальные видео длительностью до минуты. Несмотря на то, что в момент запуска инструмента соцсеть обещала платить авторам по $1 млн за самые популярные видео, функция приобрела популярность только после новостей о возможной блокировке китайского приложения.
Как отмечает Bloomberg, из-за проблем TikTok, «вполне логично ожидать, что американцы будут уделять больше времени другим социальным сетям». Есть вероятность, что авторам, создающим контент на китайской платформе, придется искать новые способы монетизации или переходить в другие приложения из-за оттока пользователей.
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ.