02 Октября 2012 | 12:55

Российский бизнес недооценивает возможности краудсорсинга

Помните известную русскую сказку? «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку» — это и есть самая наглядная иллюстрация краудсорсинга.

image

Помните известную русскую сказку? «Внучка  за бабку, бабка за дедку, дедка за репку» —это и есть самая наглядная иллюстрация краудсорсинга. В то время как свои бизнес-задачи с помощью добровольцев решают российские и зарубежные гиганты рынка вроде Microsoft, P&G и отечественного «Сбербанка», российский малый и средний бизнес к этому инструменту относится настороженно. А зря.

Краудсорсинг  — это передача производственных функций неопределенному кругу лиц, решение социальных и бизнес-задач с помощью добровольцев, которые объединяются с помощью социальных сетей  и иных информационных технологий. Несмотря на то, что термин «краудсорсинг» довольно молодой, появился только в 2006 году, в той или иной степени краудсорсингом пользовался каждый из нас, кто хоть раз обращался за советом на форумы или спрашивал мнения друзей о своем товаре, идее или услуге в социальных сетях. Несмотря на это, мы выяснили, что у бизнесменов до сих пор существуют некоторые страхи перед краудсорсингом.

Страх №1. Краудсорсинг — это дорого

В России громко о краудсорсинге заговорили с  момента запуска «Сбербанком» одноименного сайта «Сбербанк-Краудсорсинг», когда  банк с помощью отзывов своих клиентов и сторонних экспертов определил сотни причин возникновения очередей. Пару раз модный термин проскальзывал в речах действующего президента, многие владельцы малого и среднего бизнеса считают, что такой инструмент — это для них слишком дорого. Это совсем не так. Изначально, краудсорсинг может быть как платным, так и вовсе бесплатным. Вы можете платить за советы именитым экспертам. Так поступает американская компания Inno Centive, которая приглашает учёных за конкурсное вознаграждение от $10 тыс. до $100 тыс. решать задачи, которые ставят такие компании, как Procter&Gamble, DuPont и BASF. Но можно и вовсе никому ничего не платить. Японская мебельная фирма Muji собирает идеи посетителей сайта о дизайне мебели и по результатам конкурса запускает их в производство. Исследовательский центр NASA привлекает астрономов-любителей, чтобы проанализировать снимки поверхности Марса. Не брезгуют краудсорсингом даже девелоперы.

В настоящее время краудсорсинг с успехом, на мой взгляд, применяется при разработке архитектурной концепции проектов в области жилой недвижимости. Так, например, подобный конкурс проводила группа ЛСР при разработке проекта МФК в Петроградском районе. Сейчас такой же конкурс среди молодых архитекторов объявил девелопер проекта «Новый берег» на намыве близ Сестрорецка,— рассказывает о недавних примерах краудсорсинга Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра «Петербургская Недвижимость», —  Думаю, что такое сотрудничество полезно обеим сторонам — девелопер получает оригинальный проект, «свежие» идеи от молодых специалистов, а те, в свою очередь, получают возможность заявить о себе.
Так альтруистичны  эксперты в том числе и потому, что многие из них потом смогут сказать «Я участвовал в исследованиях NASA» и т. п. В свою очередь, бизнесу ничего не стоит организовать обсуждение на корпоративном сайте или в социальных сетях, что делает этот инструмент универсальным.

Все дело в том, что в краудсорсинге для привлеченных экспертов главное не их вознаграждение, а возможность участия в развитии крупных компаний, возможность реально менять их деятельность своими советами и идеями,— объясняет основатель российского краудсорсингового проекта OmniVision Михаил Трейвиш, —В реальной жизни, у многих талантливых людей нет возможности взять и напрямую предложить свои идеи крупной компании.Так что, по сути, краудсорсинг, напротив, позволяет сократить расходы на те же консультационные услуги, которые стоили бы компаниям немалых денег.

Страх № 2. Качество советов

Впрочем, именно в альтруизме участников краудсорсинга  и кроется большинство страхов  владельцев бизнеса. В России мало кто  верит в то, что бесплатный совет  может быть хорошим, именно это предубеждение, зачастую, и останавливает отечественные  компании от использования этого инструмента.

Если мы не мотивируем сотрудников деньгами, либо другими материальными благами, то вероятность качественной работы снижается,— говорит Виталия Львова, генеральный директор компании Promotion Realty.
Также руководители, незнакомые на практике с краудсорсингом, высказывают мнение, что бесплатные советы будут давать только пенсионеры и студенты.Краудсорсинг — это всего лишь самопиар, если мы говорим о привлечении неквалифицированных кадров — молодежь, пожилые люди,— добавляет Виталия Львова.
Правда, уже существующие проекты доказывают, что это не так. Например, в том же OmniVisionуже порядка 10 экспертов — руководителей бизнеса из разных сфер — финансы, факторинг, брендинг, PR, маркетинг, антикризисное управление.
В бизнесе краудсорсинг становится все более и более модным, особенно на Западе, и, следовательно, в рамках общей волны появляется "пена" неудачных и сомнительных проектов,— объясняет Михаил Трейвиш, —Самое главное, на мой взгляд, — качество экспертного сообщества. Большое количество "случайных людей" могут скомпрометировать проект. Важно, чтобы это были люди, готовые постоянно уделять время проекту, ответственно относится к тому, что они предлагают.

Страх № 3. О краже идей

Еще одна причина, которая пока что останавливает  компании от использования краудсорсинга — его публичность, а следовательно и страх, что конкуренты подсмотрят за планами компаний.

Создатель краудсорсингового  проекта, напротив, считает, что компании могут публично отчитываться о том, какие они использовали идеи и зарабатывать на этом очки. Компании, участвующие в проекте действительно используют советы сторонних экспертов,  — рассказывает Михаил Трейвиш, —В ближайшее время мы запустим мониторинг активности компаний, чтобы понимать, как именно внедряются в компаниях плоды работы экспертов.
Мы  не боимся, что кто-то через проект узнает о наших планах и опередит нас, в любой идее важно качество воплощения, так что если кто-то считает, что может реализовать эту услугу быстрее и лучше нас, пусть попробует,—   считает директор PR-агентства «Фабрика Новостей» Оксана Белянская, —Для нас участие в OmniVision — это прежде всего возможность напрямую узнать мнение нашей целевой аудитории — руководителей бизнеса.
В общем, эффективность  краудсорсинга покажет время. Сегодня краудсорсингом пользуются промышленные гиганты, небольшие компании, исследовательские центры и даже законодательные органы власти — некоторые действующие российские законы написаны энтузиастами. Попробовать эту технологию может любая компания, которой есть, что спросить у экспертов или потребителей.

ИТОГО:
Основные  преимущества краудсорсинга:
- «Незамыленный» взгляд на деятельность компании со стороны
- Недорогой инструмент
- Возможность привлечения авторитетных экспертов к развитию бизнеса
- Доступ к талантливым кадрам по всему миру
- Простота внедрения (с помощью сайта или социальных сетей)
- Возможность повысить узнаваемость компании, услуги, торговой марки, продукта
- Возможность для экспертов повысить свой статус в профессиональном сообществе
- Минусы  краудсорсинга:
- Отсутствие опыта внедрения и понимания работы механизма у большиснтва российских компаний
- Идеи и решения компании становятся достоянием общественности и могут быть использованы конкурентами
- Качество предложенных решений напрямую зависит от заинтересованности и компетенции добровольцев

Источник: Omni-v.com

Рекламный видеопоток. Наталья Дмитриева, GPMD, о перспективах рынка онлайн видео-рекламы Оutdoor-реклама: влияние властей и креаторов
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.