Россияне не верят виртуальным продавцам


Инструменты | 24 Мая 2010 | 1

Россияне не верят виртуальным продавцам
Онлайн торговлю в России сдерживает недоверие покупателей к виртуальным продавцам

Рост онлайн-платежей становится мировым трендом. По данным ФРС США транзакции по пластиковым картам составили в США в 2009 году $3,3 трлн, при том, что все потребительские расходы - $6 трлн (данные US Bureau of Economic Anallysis). В нашей стране абсолютные цифры, естественно, меньше, но тренд тот же. В 2008 году россияне с помощью банковских карт приобрели в Интернете товаров и услуг на сумму более $1,8 млрд. По оценкам экспертов, к 2012 году обороты в сфере интернет эквайринга в России составят более $6 млрд. Звучит заманчиво, но цифры могли быть еще больше, если бы не некоторые обстоятельства.

В отличие от жителей других стран, россияне значительно меньше используют для оплаты банковские карты, предпочитая старые добрые наличные (см. Табл. 1).

Таблица 1. Каким способом вы оплачивали свои покупки в Интернете, сделанные в последние три месяца?

Варианты ответов
Доля согласившихся с утверждением, %
 
В целом по миру
Россия
Россия
 
Декабрь 2009
Декабрь 2009
Ноябрь 2007
Кредитная карта
57%
21%
21%
Дебетовая карта
24%
20%
13%
Карта предоплаты
4%
2%
3%
Денежный перевод
5%
12%
18%
PayPal
24%
15%
13%
Банковский перевод
18%
13%
19%
Почтовый перевод
2%
13%
15%
Наличными при доставке курьером
16%
56%
59%
Наличными при самостоятельном получении товара
2%
12%
9%
Оплата через кассу магазина
3%
5%
2%
С мобильного телефона (через счет мобильного телефона)
1%
10%
 
Другое
4%
7%
7%

Примечание: респонденты могли указать несколько вариантов ответа

Источник: Nielsen Россия

При этом, опыт интернет-покупок у россиян есть. По данным PwC, в 2009 году 80% пользователей Рунета покупали что-либо сети, причем, почти все из них делают это регулярно: 74% респондентов покупали что-либо в последние три месяца на момент проведения опроса. Для сравнения, в США аналогичный показатель составляет 90% ( лидер мирового рейтинга – Южная Корея, 99%).  Тем не менее, механизмы, используемые для оплаты в России и других странах, различаются весьма существенно. Можно выделить четыре важных отличия:

- доля оплат по кредитным картам в России существенно меньше, при том, что дебетовые карты используются, примерно, одинаково;
- наличные курьеру или при самостоятельном получении товара – самая распространенная практика только в России;
- почтовый и денежный переводы все еще популярны у наших соотечественников, а вот доля платежных систем типа PayPal - наоборот;
- россияне не слишком боятся пересылать деньги через мобильный телефон. 

Анализ этих различий мог бы помочь понять, где находятся потенциально перспективные ниши быстрорастущего рынка. Впрочем, для этого не всегда не требуются детальные исследования. Скажем, отсутствие страха перед использованием для оплаты мобильных телефонов – скорее всего, дело временное. Мобильные мошенники могут быстро приучить абонентов быть аккуратнее, если, конечно, на помощь к последним не придут операторы сотовой связи. Однако в любом случае, доля платежей через мобильные телефоны вряд ли будет самой большой.
Популярность в России денежных и банковских переводы – это, очевидно, наследие прошлого, вынужденная мера, используемая за неимением ничего лучшего. Растущее проникновение Интернет и развитие платежных онлайн-систем, скорее всего, выровняет ситуацию. Остаются кредитные карты. Что мешает их использованию в России?
Распространенность пластиковых карт, благодаря активности банков, достаточно велика – в 2009 году, по данным «Левада-центр», ими владели 38% россиян. Чтобы выяснить, почему же наши сограждане не спешат ими воспользоваться для онлайн-покупок, компания Online Market Intelligence (OMI) специально для R&T провела онлайн-опрос (см. Таблицу 2) .

Таблица 2. Какие факторы являются для Вас отталкивающими при оплате онлайн-покупок банковскими картами?

 Варианты ответов
Доля согласившихся с утверждением, %
Сведения о моей карте могут стать известны злоумышленникам
59,9%
Я не понимаю, как ввести данные карты
4,2%
Я доверяю только известным интернет-магазинам
28,9%
Я не доверяю интернет-магазинам
23,4%
У меня нет опыта онлайн-покупок
22,5%
У меня есть негативный опыт покупок в интернет-магазинах
8,6%
Другие причины
4,7%
Нет никаких отталкивающих факторов
11,0%
У меня нет банковской карты
6,2%

Примечание: в опросе приняли участие свыше 1600 респондентов, проживающих в крупных российских городах. Респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа

Источник: Online Market Intelligence (OMI)

Как показали данные опроса, наиболее значимый фактор, удерживающий россиян от ввода данных своей банковской карты – это опасение того, что этой информацией могут воспользоваться злоумышленники. С таким утверждением согласились 60% респондентов. Впрочем, это средний показатель – чем выше уровень дохода респондента, тем значимее для него угроза мошенничества. Как ее преодолеть? Анализ распределения ответов по социально-демографическим признакам, указывает на два пути.

Молодые люди, имеющие небольшой опыт онлайн-покупок, склонны не доверять интернет-торговле в принципе. Те, кто постарше, а также те, кто побогаче, предпочитают делать покупки только в известных местах с хорошей репутацией, избегая опасных, с их точки зрения, экспериментов. Вывод для интернет-магазинов понятен: для одной целевой аудитории нужны пробные покупки, для другой – наличие сильного бренда. Попытки же поймать двух зайцев сразу, в виртуальном мире, равно как и в реальном, имеют немного шансов на успех.   

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous-герой | 25.05.2010, 16:47
как же покупать, если сначала не потрогать?

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы