Социальные медиа – очередной пузырь, который скоро лопнет?


Медиа | 27 Августа 2012

Социальные медиа – очередной пузырь, который скоро лопнет?
Инвесторы с хорошей памятью могут испытывать дежавю

Последний обвал акций Фейсбука и проблемы с ценными бумагами других социальных медиа заставляют опытных инвесторов морщиться от казалось бы затянувшихся ран конца девяностых. Тогда громко лопнул пузырь доткомов, выросших, как грибы после дождя, интернет-компаний.

На волне эйфории инвесторы вкладывались в абсолютно нерабочие (так кажется сегодня) стартапы, оперативно терявшие в цене.

Всего в период с 2000 по 2002 год основные торговые площадки потеряли до 5 млрд. долл. во многом из-за проблем с акциями интернет-компаний.

Все это вспоминается сегодня, когда мы видим, что происходит с ценными бумагами социальных медиа.

Давайте определимся в терминах: под социальными медиа мы подразумеваем несколько интернет-компаний, ценные бумаги которых совсем недавно начали торговаться на фондовых биржах.

Первым, конечно, в голову приходит Фейсбук.

«В прошлом году было так много воодушевления вокруг акций соцсети, а теперь остался один скептицизм», - рассказывает Эвелин Русли, ведущая колонку об инвестициях в New York Times. «Инвесторы сегодня смотрят на такие компании и говорят: да, вначале они росли, но сейчас, похоже, идут по нисходящей траектории», - добавляет Русли.

Разочарование инвесторов само по себе отражается на поведении акции. После начала продаж в мае бумаги Фейсбука потеряли в цене более 40%. Акции скидочного Groupon просели на 2/3 от своей первоначальной стоимости, а совсем недавно за день потеряли еще 12%.

Акции интернет-группы Pandora Media потеряли 1/3 цены, а специализирующаяся на играх для соцсетей Zynga опустилась на 70% с начала продаж.

Процветающие сервисы

Но не все социальные медиа посетила судьба Фейсбука и Groupon’а. Ценные бумаги соединяющей профессионалов всего мира LinkedIn имеют тенденцию к росту.

И, не смотря на проблемы с акциями, услуги, предоставляемые данными компаниями, пользуются все большим и большим спросом.

У Фейсбука, например, скоро будет миллиард пользователей.

Главная проблема в том, как монетизировать популярность? Как превратить пользователей в деньги?

«Социальные медиа всегда испытывали проблемы с коммерциализацией, - говорит аналитик из BGC Financial в Нью-Йорке Коллин Гиллис, - люди не готовы внимать рекламе, когда они заняты общением друг с другом».

Непонятно, чем были вызваны такие радужные ожидания инвесторов?! Zynga, например, разрабатывает бесплатные игры для Фейсбука и основной доход получает от продажи дешевых дополнений немногим энтузиастам.

О-о-о-очень интересно

Главный редактор портала Business Insider Генри Блоджит считает, что переоценка социальных медиа была вызвана общей слабостью экономики. В последнее время инвесторы с надеждой цеплялись за любую возможность заработать.

Другим фактором переоценки можно считать выдающийся успех IPO Google в 2004.

В то же время, многие дальновидные инвесторы посчитали, что цена на акции сильно завышена и остались в стороне. «Тогда, все те, кто не покупал чувствовали себя идиотами», - улыбается Блоджит.

По поводу параллелей с доткомами, Блоджит настроен скептично: «В конце девяностых инвестировали в практически нереальные проекты, сегодня никто не сомневается в реальности Фейсбука, вопрос в другом - сколько он стоит?».

Быстрые перемены

Одним из уроков краха доткомов, стало понимание, что в долгосрочной перспективе инвестирование в компании, возникающие с развитием технологий, дает неплохие дивиденды. Так что инвесторам стоит набраться терпения.

Среди наиболее запоминающихся жертв двухтысячных стали интернет-магазины Webvan и Pets.com. Но посмотрите: сегодня есть множество успешных онлайн-компаний, предлагающих идентичные услуги. И Webvan и Pets.com просто обогнали свое время. Потребовалось 10 лет, чтобы появилась нужная инфраструктура, и человек морально подготовился к такого рода сервисам.

«Изменения происходят, но у них есть своя, строго определенная скорость», - замечает Гиллис из BGC Financial. Фейсбук, несмотря на трудности с фондовой биржей, сегодня получает значительные доходы, осваивая мобильные устройства. Сейчас сеть уже связывает 1\7 часть населения Земли. Остается побороться за оставшиеся 6/7.

В то время, как многочисленные попытки делать деньги на социальных медиа провалились, принимать окончательное решение о доходности их ценных бумаг рано! Доходы терпеливых инвесторов может быть действительно впечатляющим.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Новости партнеров

Be online, go offline!

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама