Главные проблемы и надежды игровой индустрии в России
По популярности игровая индустрия обходит кино, музыку, литературу и прочие формы искусства. Такие тематические мероприятия, как The Game Awards, популярнее «Оскара», а трейлер GTA 6 обсуждают чаще нового фильма с Ди Каприо. В плане финансов отрыв вообще колоссальный: в 2023-м игры заработали примерно $184 млрд, а кино — $34 млрд*. О том, как себя чувствует игровая индустрия России, рассказал Святослав Лецкий, автор игрового раздела «Кибера»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.
Еще недавно разработчики создавали хит за хитом
Российские игры всегда были противоречивым явлением. На один безусловный хит вроде «Корсаров» или «Космических рейнджеров» приходилось два провала. Бывалые геймеры помнят, как «Каста» рекламировала гонку Lada Racing Club, а Сергей Бодров участвовал в концерте в честь шутера по «Брату». Похоже, весь бюджет этих игр ушел на маркетинг — иначе подобное качество не объяснить.
Кадр из игры Lada Racing Club
Со временем компании Playrix и Mytona откусили большую часть рынка мобильных игр, но ситуация с серьезными компьютерными играми выровнялась лишь в 2021-м. В период COVID-19 все сидели дома, и инвесторы охотно вкладывали деньги в индустрию развлечений.
В результате российский симулятор алхимика Potion Craft на время возглавил чарты продаж Steam, а фэнтезийной Pathfinder: Wrath of the Righteous пели дифирамбы за большие возможности по ролевому отыгрышу: там можно стать не только святым и негодяем, но и законопослушно злым персонажем или хаотично добрым. Авторы Loop Hero изобрели новый жанр — roguelike, где герой действует сам по себе, и привлекли внимание Microsoft, которая добавила игру в свой подписочный сервис Xbox Game Pass. Это лишь малая часть заметных релизов: неудивительно, что все верили в светлое будущее, которое не наступило.
Кадр из игры Pathfinder: Wrath of the Righteous студии Owlcat Games
Российских разработчиков больше не существует, но есть нюанс
В 2022 году большинство западных партнеров, распространявших игры в Европе и США, перестали сотрудничать с российскими разработчиками. Это большая проблема, ведь, чтобы стать прибыльной, игра должна продаваться повсюду — покупок только от наших геймеров зачастую не хватает.
Именно поэтому многие разработчики совершили как минимум юридический переезд. Базировавшаяся в Москве студия Owlcat Games отправилась в Нидерланды, авторы нашумевшей Atomic Heart стали киприотами. По данным на апрель 2022 года, переезд совершили 20% разработчиков: среди них почти все крупные студии, работавшие с западным рынком. В итоге в России игровых компаний стало меньше.
«Не все западные партнеры могут работать с нашим рынком. Мы либо с этим считаемся, либо закрываемся. Да, у нас есть разные юрлица, но мы международная компания. Если бы для работы в Японии требовалось местное юрлицо, оно бы появилось», — рассказал «Киберу» руководитель студии Sobaka Studio Дмитрий Качков.
Кадр из игры Atomic Heart студии Mundfish
Свое гражданство не скрывают разве что студии, которые спонсируются государством. Яркий пример — новосибирская команда Cyberia Nova, которая получила гранты в 510 млн рублей и 4 апреля планирует выпустить «Смуту». Это ролевой экшен о Смутном времени, где герой ходит за Мининым и Пожарским и спасает страну от самозванца.
«Смута» выйдет эксклюзивно в цифровом магазине VK Play, где принимают только российские карты. Получается, западные геймеры не смогут посмотреть на Москву 1612 года.
Кадр из игры «Смута» студии Cyberia Nova
Помощь государства может стать серьезным подспорьем. Вот только маленькие талантливые студии иногда отказываются от грантов из-за бюрократии.
«Работа с государством связана с большим количеством документации, там все очень серьезно. Есть ребята, которые делают игру “Василиса и Баба Яга”: они выиграли конкурс, но решили, что не справятся с бумагами», — комментирует руководителя студии Perelesoq Артем Коблов.
Кадр из игры Torn Away студии Perelesoq
Разработчики не сдаются
Несмотря на трудности, российские разработчики продолжают работу. Недавно игра Atomic Heart студии Mundfish влюбила геймеров всего мира в советскую архитектуру и роботов-близнецов. Warhammer 40,000: Rogue Trader от Owlcat Games стала самой продаваемой игрой декабря в Steam. Душераздирающая Torn Away отлично показала ужасы Второй мировой войны. Головоломка «Кужлевка», наоборот, рассмешила геймеров до слез. Все это релизы 2023 года.
В 2024-м тоже выйдет много отечественных игр. Например, шутер от первого лица Pioner, в который вложилась китайская корпорация Tencent, или драйвовый экшен Warhammer 40,000: Space Marine 2 — его создает питерское отделение Saber Interactive.
Важно, что российские геймеры готовы платить за новинки. По данным ТАСС, с января по август 2023 года обороты игровых площадок выросли вдвое, а количество плательщиков — на 72% (по сравнению с 2022-м).
Кадр из игры Warhammer 40,000: Space Marine 2 от студии Saber Interactive
Увы, прокачать индустрию так, чтобы в России каждый год делали 5–6 блокбастеров, или хотя бы вернуться на уровень 2021 года будет сложно. Для этого мало таланта, трудолюбия и веры в себя — рынок должен способствовать развитию.
«Для роста крупных отечественных студий необходима стабильная обстановка на протяжении долгого времени и заинтересованность инвесторов в развитии индустрии», — отмечает руководитель студии Morteshka Владимир Белецкий.
Кадр из игры «Черная книга» студии Morteshka
Российские разработчики надеются на стабилизацию экономики, ведь сейчас инвесторы неохотно вкладываются в игры. Также они рассчитывают, что государство увеличит финансирование и снизит количество бюрократии.
*Ежегодная инфографика GamesIndustry.biz о самых продаваемых играх, мобильном рынке, доходах и так далее.
Материал Deadline о мировых кассовых сборах 2023 г.