24 Декабря 2021 | 15:06

Увидимся в метавселенной: ликбез по креативным индустриям

Как креативные индустрии помогают расти экономике, почему это актуально во время пандемии и какие тренды формируют новые профессии в отрасли, рассказывает директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), руководитель проектного офиса всероссийского конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей» Сергей Плуготаренко

image
Фото: https://unsplash.com/photos/pHPzdEHN6Os

Про деньги

Развитие креативных индустрий — хороший способ быстро нарастить ВВП. Сегодня их ежегодный вклад в глобальную экономику, по оценкам ЮНЕСКО, составляет около 3%, или более $2 трлн. По другим данным, этот показатель и вовсе равен 6,1% глобально и от 2 до 7% на уровне стран. 

В ближайшее время доля креативных индустрий в мировом ВВП увеличится до 10% благодаря росту на 8% в год. Этому помогут государственные программы разных стран и регионов. Например, в Великобритании и Сингапуре приняты национальные стратегии развития креативных индустрий, собственная стратегия существует в Южной Австралии, в ЕС действует программа поддержки культурного и креативного секторов. 

В России доля креативных индустрий в экономике составляет около 5%, что ближе к показателям развитых стран. Среди регионов наибольший вклад креаторы вносят в экономику Москвы: центр городских компетенций АСИ оценивает его в 19,8%. В нашей стране тоже поддерживают развитие креативных индустрий. Например, на программу «Придумано в России» правительство РФ заложило ₽7,6 млрд.

Источник: https://100gorodov.ru/creativeindustries

Про людей

Вкладывая большие деньги в развитие креативных индустрий, власти стран думают не только о ВВП. В меняющемся мире одни профессии постепенно отмирают, другие  появляются. Когда люди могут найти себя в новом и не оставаться безработными надолго, социальная напряженность в обществе ниже.

Сегодня креативная экономика предоставляет больше возможностей для трудоустройства молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, чем любая другая сфера занятости. А еще креативная экономика способствует развитию инклюзивности, ведь творчество доступно всем без исключения. Благодаря творчеству возможность зарабатывать и быть востребованными получают люди с физическими ограничениями, пожилые люди или жители депрессивных регионов, где работы не хватает. 

Если говорить про Россию, то сейчас креативная занятость сконцентрирована в Москве, Санкт-Петербурге и Московской области — в таких оценках сходятся АСИ, PWC и ВШЭ. Около 70% от всех креаторов приходится на долю десяти наиболее массовых профессий: больше всего работают в маркетинге и рекламе (20%).

Про профессии

В классификации ООН креативные индустрии объединяют четыре больших направления:

1.     Культурное наследие, которое вдохновляет людей творчества. К этому направлению относят музеи, библиотеки, фестивали традиционной культуры и ремесла. 

2.     Искусство. Его делят на исполнительское и изобразительное. К исполнительскому относят оперу, театр, живое исполнение песен и так далее. К изобразительному — арт-выставки, фотовыставки, антикварные салоны и арт-рынки.

3.     Медиаиндустрия, которая включает все профессии, связанные с созданием печатной и аудиовизуальной продукции, а также с новыми медиа. 

4.     Функциональный креатив. Пожалуй, самая широкая группа, в которой нашлось место и дизайнерам с модельерами, и создателями видеоигр и цифрового творческого контента, и архитекторам с рекламистами. 

Пандемия COVID-19 дала импульс развитию креативных индустрий. Это видно и по взрывному росту платформ для образования и развлечения. Например, все топ-10 EdTech-проектов, которые готовят, в числе прочего, специалистов креативных индустрий, в России показали рост выручки в первом квартале 2021 года по сравнению с данными за 2020 год: Geekbrains прибавил 207%, Skillbox — 184%, Skyeng — 173%. 

Выручка мировой индустрии видеоигр по итогам прошлого года выросла на 20%, до $179,7 млрд в 2020 году, согласно данным IDC. А аналитическое агентство Telecom Daily в середине сентября рассказало, что срок подписки на онлайн-кинотеатры увеличился в 1,5 раза. Получая больше денег, такие проекты могут создавать более качественный собственный видеоконтент: привлекать звездных актеров и режиссеров, специалистов по спецэффектам, саунд-дизайнеров и так далее.

«Литрес» отмечает рост продаж книг на своей площадке для авторов самиздата на 65% в 2020 году. Brand Analytics из года в год отмечает рост числа активных авторов в социальных сетях — в 2020 году оно составляло 64 млн человек (+30% по сравнению с 2019 годом), а сегодня уже 66,4 млн. А IAB Russia публикует информацию о росте объема легального рынка Influence-маркетинга на 63% относительно 2019 года. Его размер оценивают в 11,1 млрд рублей.

Пока многие границы закрыты, а посещение массовых мероприятий ограничено — где-то властями, где-то самими людьми, чтобы было меньше рисков заболеть коронавирусом, — дистанционные формы привлекают освободившиеся деньги и время людей. Эти потребности в образовании и развлечении обслуживают креативные индустрии. 

На рынке B2B становятся все более востребованы HRTech-платформы и другие IT-решения, которые позволяют избавить людей от рутины, развивать и вовлекать персонал. Для разработки этих решений привлекают сценаристов, видеографов, фотографов и других производителей контента, а также разработчиков ПО. Это важно, поскольку в компаниях с высоким уровнем вовлеченности сотрудников производительность труда выше на 21%, а доходность — на 22%. Когда на рынке используют гибридный формат занятости, объединяющий удаленку с эпизодическим посещением офиса, вовлеченность сохранять сложнее. Вот компании и вкладываются в HRTech — согласно отчету Startup cafe, объем венчурных мировых инвестиций в HRTech стабильно растет в среднем на 200% в год. Эти вложения уходят, в числе прочего, на развитие креативного контента, используемого платформами.

Растет сегмент и ремесленного креатива. Например, маркетплейс Etsy для авторов, которые создают вещи своими руками, в 2020 году удвоил выручку до $1,7 млрд. При этому половина продаж на платформе пришлась на мобильные устройства.

Инвесторы готовы не только вкладывать в существующие креативные IT-решения, но и стимулировать их создание. Организация хакатонов при участии бизнеса — один из способов получить новые оригинальные продукты от IT-сообществ. Например, госкорпорация «Росатом» в 2021 году предложила участникам хакатона «Цифровой прорыв» придумать ИИ-решение, которое бы автоматически преобразовывало видеозаписи совещаний в стенограммы и протоколы, освободив сотрудников от рутинных и однообразных операций. В будущем мы станем все чаще наблюдать глубокую интеграцию бизнеса в работу творческих платформ, в том числе хакатонов.

Про будущее

Всем, кто планирует сменить сферу деятельности и стать частью одной из креативных отраслей, стоит присмотреться к трем глобальным трендам, которые лежат в основе всех новых профессий индустрии: 

1.      Персонализация и иммерсивность. У человека мало времени и много способов его потратить. Вне зависимости от сферы применения, чтобы убедить человека обратить внимание именно на вас, коммуникация должна быть персонализированной и интерактивной, то есть двусторонней. Тогда потребитель получит опыт более высокого уровня. Так появляются иммерсивные театры и выставки, Netflix снимает фильмы с интерактивным разветвлением сюжета, а сервисы с музыкой и кино используют сложные алгоритмы, чтобы создать персонифицированные рекомендации и удержать пользователей. 

2.      Инструменты: одновременное усложнение и упрощение. С одной стороны, креативные инструменты становятся доступнее и проще — разработчики предлагают решения по SaaS-модели. Свой сайт можно создать в Tilda, прототипы интерфейсов в Figma, а обработать фото в стиле известных художников в пару кликов в Prisma. В то же время спецэффекты в кинематографе и компьютерных играх становятся гиперреалистичными, активно развиваются сегменты AR и VR, профессиональный софт для создания фото, видео и музыки теперь сложнее. 

3.      Коллаборативные инструменты. Сегодня о цифровой метавселенной говорят не только фантасты — над ее созданием открыто работает Facebook. И хотя о полноценной диффузии цифрового и реального мира пока говорить рано, отдельные элементы уже готовы. Это и использование блокчейна в искусстве, моде и играх, где токены наделяют виртуальные юниты свойствами реального мира, и интеграция игровых механик в бизнес-практики и образование, и диджитал в наружке. Например, сегмент рекламы Digital out of home за первое полугодие 2021-го вырос на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

NFT-коллекция Dolce & Gabbana. Источник: https://www.ledgerinsights.com/dolce-gabbana-sells-9-nfts-for-5-65-million/

Эти три тренда способствуют росту востребованности обслуживающих эти тренды профессий. Рынку все чаще нужны 3D-дженералисты и motion-дизайнеры, разработчики игр на Unity и Unreal Engine и тестировщики, художники рекламной графики и концепт-художники, чьи задачи находятся на стыке разных дисциплин. 

Востребованность специалистов с узконаправленными навыками растет, но это не мешает одновременному развитию «упрощенных» профессий: сегодня неплохо себя чувствуют и люди, которые делают сайты в Tilda, и снимающие на мобильный телефон видеомейкеры — они востребованы и имеют коммерческие заказы. 

Так что сейчас порог входа в креативную индустрию как никогда низкий — для этого достаточно за несколько месяцев окончить курсы и начать зарабатывать реальные деньги удаленно, выполняя заказы как для компаний в России, так и из-за рубежа. Это фундаментально меняет подход к образованию и рынку занятости и влияет на экономику в целом, а креативные индустрии поддерживают общественное здоровье и благополучие.

Автор: Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), руководитель проектного офиса всероссийского конкурса для IT-специалистов «Цифровой прорыв»

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Artics Internet Solutions №1 Digital Index 2021
2 Carat №1 Медиабаинг 2020
3 Diversity №1 BTL 2021
–ейтинг@Mail.ru