Илья Журавлев, Otclick: «Если есть желание, понимание и экспертиза, то все получится»
О том, как сегодня чувствует себя предпринимательство в России, почему уже сейчас важно инвестировать в удержание сотрудников и есть ли смысл в слеш-карьере, читайте в интервью с совладельцем и генеральным директором AdTech-компании Otclick Ильей Журавлевым

— Ваша компания Otclick существует 12 лет. Расскажите, как выглядел рекламный рынок в 2012 году? Как были представлены AdTech-игроки?
— Рынок тогда был очень интересным. Нашим первым продуктом стала баннерная сеть, в то время как Google и «Яндекс» показывали текстовые объявления. Они еще не работали с баннерной рекламой: «Яндекс» потихоньку адаптировался, а Google все еще продавал текстово-графические блоки.
Баннерную сеть мы запустили в 2011 году, а саму компанию Otclick открыли в 2012 году. Сложная геймификация и RTB-реклама еще не появились, все было максимально примитивно. Если сайт про спорт, значит, на нем сидит читающая о спорте аудитория. Соответственно, нужно подобрать рекламодателя, который соответствует этому контенту. Я помню, как мы тогда пакеты собирали не по сегментам и аудитории, а по тематике сайта. Были пакеты «авто», «мужчины» и «женщины» — мужской и женский лайфстайл.
Много работали с издательскими домами. Журналы в то время переживали период трансформации из глянца в онлайн-медиа. Однажды я приехал на встречу в Independent Media, где из всех сотрудников было всего 1–2 digital-специалиста. Сейчас костяк редакций состоит из таких профильных экспертов: все переориентировались на аудиторию, которая читает с телефонов.
— Да, печататься сейчас дорого.
— Остались только премиальные журналы, а местечковые истории для бухгалтеров и юристов свернулись. Я иногда захожу в метро и удивляюсь, что там до сих пор раздают газеты. При этом понятно, что свою аудиторию печатные СМИ по-прежнему находят, но печатка — это очень сложно. Мне кажется, они первые, кто почувствовал доминирование digital.
— Создавая компанию сейчас, пошли бы в AdTech?
— Мы планируем в обозримом будущем превратиться из AdTech в полноценную IT-компанию, потому что наработали экспертизу и готовы пробовать новые ниши.
В то же время я считаю, что AdTech прекрасен. Он динамичен: это одна из самых активно развивающихся индустрий в современном мире. Если бы у меня не было AdTech-компании, я бы с радостью снова прошел весь этот путь. Любой специалист будет пытаться реализовать себя в том, в чем он хорош.
— Как сегодня чувствует себя предпринимательство в России? Не раз читала о нишевом бизнесе, в котором высокий порог входа, отсутствуют большие инвестиции, а рынок перегрет.
— Когда вы приходите на рынок и встречаете там человека, он, скорее всего, скажет, что сюда не стоило заходить. Однажды я разговаривал с собственником рекламного агентства, который ходил на лекции Сергея Спивака, активного лектора с нулевых годов. Собственник после выступления спросил Сергея: «Стоит ли открывать свое рекламное агентство?» Лектор ответил: «Нет-нет, ни в коем случае, рынок сейчас перегрет». Если бы ребята испугались и послушались этого совета, их компания никогда не вошла бы в топ-10 независимых агентств.
Всегда есть перегретые рынки, но digital-рынок только растет, в том числе благодаря ИИ и появившимся гаджетам, поэтому мне кажется, что это выигрышная среда для предпринимателей. Я считаю, что если есть желание, понимание и экспертиза, то все получится.
— Чего не хватает предпринимательству в России?
— Могу сказать по себе и коллегам-бизнесменам, что сегодня сложно с инвестированием. В США и Китае, где ключевая ставка низкая, получить банковские деньги для развития среднего и малого бизнеса легко. В России с этим все катастрофически сложно.
Я смотрю интервью о других нишах и вижу, как многие бизнесмены по-прежнему боятся общаться с банками, привлекать инвестиции, что-то покупать. Все стараются жить на свои средства. Простая и понятная история в отношениях бизнеса и финансовых институтов — то, чего не хватает среднему и малому предпринимательству для развития в России. Это моя боль, а также компаньонов и коллег по цеху. Все остальное не так критично.
— Недавно я увидела платформу, где привлекаются инвестиции в стартапы от физлиц. Насколько эта история популярна?
— У меня нет знакомых, которые используют подобную схему. Когда мы говорим о привлечении инвесторов, причем не глобальных на IPO, а о физлицах, то эта схема кажется мне странной и попахивает нечестным бизнесом. Привлечь много-много денег от людей, которые в этом не разбираются, сомнительно. Я бы в такое не вписался.
— Несмотря на то, что уровень безработицы в России достиг исторического минимума, многие индустрии продолжают испытывать кадровый голод. Есть ли он в вашей сфере?
— В стране экономика развивается быстро, поэтому кадровый голод касается всех. В digital-индустрии сейчас есть дефицит кадров на средние и начальные позиции. Людей с опытом в индустрии хватает, но нет молодых специалистов, которые приходили бы и успевали за ростом рынка.
— Есть ли решение этой проблемы?
— Все зависит от сегмента бизнеса. Если брать digital, то здесь все прозрачно: как только мы как работодатель стали рассматривать возможность гибридной работы, люди начали охотнее приходить на собеседования. Это конкурентное преимущество, ведь на рынке много компаний с требованием всю неделю ходить в офис. Много проблем связано с нежеланием молодых работать 40 часов в неделю из офиса. Даже топ-менеджеры могут уйти туда, где им предложат полную удаленку. Сейчас работать за ноутбуком можно с комфортом из другой страны или на даче. Люди готовы рассматривать меньшие зарплаты за нахождение вне офиса.
Так, в digital этот запрос проработан и решен. В сфере обслуживания или на производстве удаленка невозможна, поэтому там кадровый голод должен решаться другими способами, например увеличением зарплат и созданием комфортных условий труда.
— Для эффективной работы бизнеса необходимо правильное управление командой. Как настроить коммуникацию отделов и сотрудников в компании, чтобы процессы не посыпались как карточный домик?
— Все зависит от размеров бизнес-процессов. Например, сейчас мы понимаем, что текущие регламенты Otclick нужно адаптировать под изменившиеся масштабы, поэтому скрупулезно продумываем каждый процесс и переносим его на бумагу. Во-первых, когда все описано и структурировано, нет трудностей с увеличением размеров взаимодействующих групп. Во-вторых, можно отпускать людей на гибрид. Получается переходный период для роста и развития компании, когда можно говорить о таком прекрасном термине, как «регламент процессов».
Это понятный документ, который содержит правила жизни компании. Он касается кадровых и бытовых вопросов, системы контроля исполнения задач. Регламент можно отдать любому сотруднику, и он поймет, как все работает внутри системы. В этом залог успеха и развития.
— Представим, что вам нужно сформировать с нуля собственный штат. Какие компетенции для вас первостепенны?
— Зависит от того, какую по размерам компанию я хочу создать. Если мы говорим о стартапе, то в нем нужны люди-драйверы, которые готовы много работать и генерировать идеи. Если есть масштаб инвестиций или готовая вложиться материнская компания, можно рисовать схему всех бизнес-процессов и формировать перечень необходимых навыков под каждую позицию.
Даже на уровне кадрового подбора задачи требуют разного подхода. В крупном бизнесе используешь рекрутинговые агентства и сайты. В стартапе листаешь списки друзей и знакомых, ищешь по рекомендациям, при этом есть специализации разработчиков, которых среди знакомых не найдешь. Тогда и в стартапе понадобятся сторонние сервисы для поиска определенных сотрудников.
— Сегодня есть тенденция к снижению количества лет, которые молодой сотрудник готов отработать в компании. Если раньше вчерашние студенты приходили на предприятие и работали до пенсионного возраста, то сейчас это уходит в прошлое. Это стало нормой на рынке занятости? Будут ли компании инвестировать в удержание кадров?
— Да, это уже норма. У нас сформировался штат специалистов, которые не боятся менять работу, и это круто. Такую тенденцию я заметил еще лет пять назад. На собеседования начали приходить молодые специалисты, для которых важна не только работа сама по себе, но и бренд, и позиционирование компании на рынке.
Не могу сказать, что это повальное увлечение и люди готовы бросать все, если вдруг их идеи не совпадают с ценностями компании. Большинство по-прежнему предпочитает «советскую школу» («Если я пришел на завод, то буду работать здесь долго»), но люди все-таки задумываются об альтернативах. Например, мы в Otclick заботимся об удержании специалистов. Это системы дополнительной мотивации, смена офиса на более комфортабельный, внедрение удаленной работы.
Американский рынок в этом плане нас опережает, потому что там вкладывают много ресурсов в удержание персонала. Когда-нибудь в Москве мы к этому тоже придем, а регионы подтянутся. Именно компании, занимающиеся услугами и рекламой, будут инвестировать деньги в комфорт команды.
— Молодежь все чаще отдает предпочтение компаниям с гибким графиком. Важной для них становится слеш-карьера, то есть сочетание разных видов деятельности. Замечаете ли вы это?
— Интересная тенденция, но я с ней не сталкивался. С точки зрения основного принципа экономики любое развивающееся общество или компания переходит к разделению труда. Например, выстраивание процессов в отделе разработки, направленное на увеличение эффективности программистов, сводится к тому, чтобы не заставлять разработчиков часто переключаться между разными задачами. Переключение съедает много ресурсов. Слеш-карьера идет вразрез с основным принципом экономики: человек в таком режиме быстро выгорит.
— А если мы говорим о проектах в одном направлении, но в разных компаниях?
— Я знаю, что дизайнеры из моей компании могут работать на выходных как фрилансеры. Для них творчество в виде отрисовки и программирования элементов — смысл жизни, как для меня — бизнес. Они берут подработку и не тратят ресурс на переключение.
Я по теме слеш-карьеры видел такой пример: программист, знающий английский, становится преподавателем языка. Это совсем другой уровень траты ресурсов, который рано или поздно приведет к выбору приоритета. Когда я читал тренинги по продажам, требовалось время на то, чтобы перестроиться, собраться и сфокусироваться, а потом идти и рассказывать аудитории о том, как продавать. Мне кажется, слеш-карьера — это хайп, а не полезная практика.
— Как правильно давать обратную связь подчиненным?
— Тут нет единого мнения. Я стараюсь со всеми выстраивать долгосрочные взаимоотношения по системе Win-Win. Например, когда сотрудники работают над общим делом и возникают конфликты, можно сесть и поговорить. Я даю обратную связь по схеме партнерских взаимоотношений, то есть на равных. Мне кажется, что единственный путь к успеху — работать вместе над общими задачами.
Я знаю коллег, которые придерживаются системы жесткого доминирования начальства. Схема партнерских взаимоотношений дает результат, но и директивное руководство — тоже. Можно оценить результаты в цифрах. Если схема доминирования подходит вам и команде нужен требовательный начальник, можно работать в этом направлении. Как правило, руководитель подбирает людей под себя. В Otclick мы выступаем за равноправие и общение без доминирования.
— Какие три качества важны для начинающего бизнесмена, который решился создать бизнес в России?
— Первое качество — любовь к труду и тому, чем ты занимаешься. Если не нравится бизнес, то не стоит туда идти, потому что свое дело — это не про работу 40 часов в неделю, а про творчество. У меня Otclick давно перемешался с жизнью, даже не чувствую границ. Могу работать перед сном, когда встаю утром или сижу с ребенком. Если есть большая любовь к своему делу, то такой режим будет давать хорошие результаты.
Второе — не бояться интуитивно принимать решения. Когда занимаешься стартапом или небольшой компанией, часто не хватает ресурсов: нет аналитиков и экономистов для расчета рисков. Бизнесмен должен иметь смелость принимать решения на уровне ощущений. Например, заходить в сделки с высоким риском и брать людей, в которых веришь и чувствуешь, что с ними все получится. Бизнесмен без интуиции обречен на провал: все просчитать невозможно.
Третье — уметь балансировать, потому что нагрузка колоссальная. Когда владеешь компанией, она активно вплетается в жизнь и становится перманентной задачей. Иногда что-то не получается: хотелось одно, а получилось другое, экспертиза не выросла... Нужно уметь переключаться, потому что иначе любимое дело через 2–3 года начнет вызывать отторжение. Бывают периоды, когда больше сложностей и рутины, чем побед.
В целом же предпринимательство — это уникальный путь, где важно использовать разные стороны и качества себя. Но самое главное — это получать удовольствие от процесса и действовать. Тогда успех рано или поздно придет.
Интервью провела Мария Хайкина