21 Марта 2016 | 10:00

Антонина Гамалея, Strong: «Я не вижу, чтобы люди, которые работают в сетевых агентствах, были умнее, чем в нашем агентстве»

Генеральный директор агентства Strong Антонина Гамалея в интервью AdIndex.ru объясняет, чем отличаются локальные агентства от сетевых, и рассказывает о ключевых принципах работы своей компании

image


«В сетевом агентстве результат работы процентов на 40 зависит от названия группы»


Давайте начнем с конкурентных преимуществ. Почему-то для любой российской компании в любой сфере деятельности самое сложное – рассказать о своих конкурентных преимуществах четко и ясно. А не говорить, например: «У нас отличная команда».

Можно сравнить сетевые агентства с McDonald’s, а локальные – с рестораном «Пушкин». На самом деле неважно, где McDonald’s – в Наро-Фоминске, Самаре, Новосибирске или на Пушкинской площади в Москве. Везде покупателя ждет стандартное меню, и он об этом знает. Что получает человек, когда приходит в ресторан «Пушкин»? Он получает абсолютно эксклюзивные блюда, например, фирменные пельмени, но по стандартам шеф-повара. В данном случае мы не говорим о среднем чеке, об утолении голода, мы говорим о «ручной сборке», которую невозможно тиражировать, иначе произойдет снижение качества, уйдет атмосфера, ради которой люди и ходят в «Пушкин». Но и McDonald’s не может выйти ни в какой другой сегмент. Они не могут продавать кофе в фарфоровых чашках и украшать бургеры авторским соусом. Они потеряют себя. Также и «Пушкин» исчезнет, пытаясь выйти в сегмент «Крошки-Картошки».

Когда вы говорите «потеряет себя» – это кажется очень важным для вас. Потому что если судить с финансовой точки зрения, то где McDonald’s и где «Пушкин». Там миллиарды, а там миллионы, да?

 Правильно, конечно. С финансовой точки зрения у нас та же самая история.

 Тогда я прихожу к выводу, что «Пушкин», под которым мы имеем в виду вас и ваше агентство, вряд ли променял бы себя на те самые миллиарды.

 Конечно, мы хотим оставаться «Пушкиным». Во-первых, у нас своя философия. Каждый выбирает по себе, как известно, «женщину, религию, дорогу». У меня на протяжении двадцати лет, что я работаю в рекламе, масса предложений от сетевых групп. Но это совершенно не моя история.

 Потому, что…

 Не потому, что там хуже команда, или не потому, что я должна слушаться биг-боссов в Лос-Анджелесе или в Лондоне. А просто потому, что я люблю делать свою работу каждый раз по-новому. Да, у нас тоже есть матрицы, подходы, которые наработаны годами. Но индивидуальность в большей степени присуща именно нашему агентству, нежели моей команде в составе сетевой группы. В сетевом агентстве результат работы процентов на 40 зависит от названия группы. Уже поэтому в локальном агентстве работать сложнее. Зато я на 100% отвечаю за нашу работу. Например, когда мы беремся за региональный проект, который проходит одновременно в 60 городах, клиент может быть абсолютно уверен, что все эти 60 городов будут отработаны на очень хорошем уровне.


«Время эмоций в рекламе давно миновало. Пришло время рациональности»


 Вы довольны, как ваша компания развивается?

 Всегда видишь какие-то вещи, которые могли бы быть лучше. Прежде всего, я очень довольна командой. Многие сотрудники работают здесь уже 12-15 лет.

 12-15 лет работы в одном агентстве – необычная история для рынка?

 Конечно. Я знаю, что сейчас каждые два-три года люди меняют место работы. На мой взгляд, только безответственный человек может так себя вести. Такие сотрудники никогда не будут относиться к компании, в которой работают, как к своей. Это как снимать квартиру.

 Что для вас главная мотивация в работе?

 Сделать так, чтобы каждая рекламная кампания была особенной, спланированной именно под конкретную задачу: чтобы у одного клиента увеличились продажи, а у другого выросло знание. Согласитесь, всегда можно попробовать найти объективные причины, почему продажи падают: сослаться на кризис, инфляцию или что-то еще. Но это не наше отношение, не наш подход. Мы глубоко погружаемся в продажи клиента, подробно изучаем все локальные рынки. Иногда мне кажется, что наши сотрудники, вовлеченные в проект, путают, где они работают – в агентстве или в клиентской компании.

 Это хорошо?

 Это и есть наша философия. У нас меньше клиентов, чем у сетевых групп, но мы своих клиентов знаем глубже, и остаемся с ними дольше.

 Что такого в вашем агентстве, что люди здесь задерживаются на такие сроки?

 Я не знаю. Во всяком случае, я уделяю внимание тому, чтобы сотрудникам было комфортно.

 Что значит комфортно?

 Когда у человека есть возможность самореализации. Когда он не просто получает заработную плату, а когда к нему есть уважение, когда к нему относятся как к профессионалу. Вопрос не в заработной плате. Не люблю словосочетание «корпоративная культура», но она имеет значение, конечно.

 Корпоративную культуру у нас многие почему-то не любят поминать всуе.

 Безусловно. Потому что это не наше.

 А что наше? Много любят говорить еще про семейную атмосферу.

 В семье все равно есть авторитет старших, расписание младших. Важно, чтобы был один язык. Важно, что люди ездят вместе отдыхать, поздравляют родителей своих коллег. Важно, когда они вместе стоят в очереди за билетами в филармонию. Если бы один любил проводить время в ночном клубе, а второй в лектории в Пушкинском музее, то у них, кроме соседних рабочих мест, ничего общего не было бы.

 При таком подходе как происходит подбор новых сотрудников? Вы лично проводите собеседования?

 Сейчас я этим уже, конечно, не занимаюсь, но мы говорим абсолютно на одном языке с людьми, которые отвечают за поиск людей в агентство. Я иногда даже не интересуюсь, кого они берут на работу. Потому что они не могут взять «не того». Как любые люди, мы иногда ошибаемся, но в буквальном смысле мы ищем людей «своей крови».

Я вижу, вы очень вовлечены в процессы, но, с другой стороны, такое ручное управление – оно, во-первых, в итоге выходит дороже для компании, во-вторых, процессы замедляются.

Я считаю такое управление самым лучшим. Потому что оно дает нужное качество. Это ресторан «Пушкин». Я никогда не буду делать McDonald’s.

Для вас важно чье-то мнение о вашей профессиональной жизни? Есть человек, к которому вы прислушиваетесь?

Есть люди, чье уважение мне, несомненно, важно. Все остальное… кто знает, искренни ли эти люди или нет? Мы же все немного «демонстративные», это же реклама, да?

У вас есть какое-то ноу-хау в организации творческих процессов?

Я творчеством вообще не занимаюсь.

А чем вы занимаетесь?

Я калькулятором работаю. Могу придумать идеи для медийной кампании, не более того. Я люблю четкость.

Все-таки реклама у многих людей ассоциируется с творчеством.

 Время эмоций в рекламе давно миновало. Пришло время рациональности. Самая правильная реклама: на синем фоне пачка макарон и слова «Наши макароны самые вкусные».

Почему вы думаете, что время эмоций прошло?

Скорости другие. На большой скорости мы не видим подробностей, ведь так?

Когда изменилась скорость?

Когда электронная почта появилась. Когда факсы ушли, ведь факс – он такой степенный, из него медленно ползет письмо… Сейчас все происходит очень быстро – мобильный интернет.

А как конкретно из-за этого изменилась реклама?

Раньше в роликах показывали ингредиенты, продукты: мука сыпется, разбивается яйцо, готовятся макароны. А теперь показывают, как эти макароны едят.

Так. А что потом будет?

Останется одна пачка макарон. Не надо ничего больше. Человек сам все понимает – что нужно есть, а что в нос капать.

Почему в России до сих пор не так?

«Умом Россию не понять…»

А кто именно отстает: рекламодатели, потребители, агентства?

Потребители, рекламодатели, агентства.

То есть все-таки потребитель еще живет на другой скорости?

Да. Может быть, за исключением Москвы и Екатеринбурга. А все остальные, конечно, живут гораздо размереннее, вдумчивее. Даже Питер.


«Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что самый главный в агентстве – клиент»


Вы не можете работать с людьми, с которыми у вас мало общего. Но у вас есть возможность их выбирать. А если говорить о клиентах?

С клиентами сложнее, но я знаю, что с любым человеком можно постараться найти точки соприкосновения.

Из каких отраслей у вас больше всего клиентов?

В крупнейших категориях – фармацевтика, продукты питания – у нас долгосрочные, большие, многозадачные проекты. С некоторыми компаниями мы работаем 15 лет. Конечно, ведущие проект сотрудники отслеживают тенденции, изучают аналитику, внимательно следят за конкурентной активностью и в целом проявляют себя как эксперты. Стратегический подход и нестандартность мышления позволяют нам выигрывать тендеры с участием сетевых групп.

Вы сказали про нестандартность мышления и стратегический подход. Приведите какой-нибудь пример.

Нестандартность мышления нужна, например, в больших региональных кампаниях, когда бизнес клиента неравномерен в разных локальных рынках. Национальная рекламная кампания в этом случае не самый эффективный вариант, хотя и самый простой. Мы обязательно предложим клиенту сделать разное рекламное давление в разных регионах, которое будет зависеть от многих нюансов: сезона, активности конкурентов в конкретном регионе, платежеспособности населения, емкости рынка и т.д. Каждый такой критерий в отдельном регионе имеет свой вес. И если рассматривать с такой вот лупой каждый российский город (кроме Москвы), то, возможно, в каком-то городе вообще не нужна реклама, так как там нет никаких предпосылок, чтобы конкурент запустил рекламную кампанию, а сегодняшние продажи близки к предельным. И так далее. На разработку таких кампаний даются, как правило, стандартные две недели (как и для национальных рекламных расчетов), но мы укладываемся в эти сроки, потому что есть и опыт, и специалисты, есть, что самое главное, убежденность в правильном подходе.

Вы сказали, что у вас есть клиенты, с которыми агентство работает уже 15 лет. Как удалось добиться таких долгосрочных отношений?

Умение вести конструктивный диалог, честность, эффективность сотрудничества.

Что значит «конструктивный диалог»?

Конструктивный диалог – диалог партнеров. Самое сложное – создать с клиентом настоящие, не на бумаге, партнерские отношения. Нужно, чтобы сошло семь потов – и с той, и с другой стороны. Со стороны клиента, наверное, меньше. Они все-таки клиенты.

Да, я и хочу понять про «семь потов»: есть черта, за которую агентство не готово переходить в своих уступках? Не знаю, уместно ли здесь слово «прогибаться»?

 Я не могу вспомнить ни одного случая, когда просьба клиента воспринималась бы нами, как «прогиб»... То, что, например, клиенты хотят лучшие цены и кратчайшие сроки – понятно и нормально. Если это означает «прогибаться», то, значит, надо прогибаться.

Клиент всегда прав?

Для меня – всегда. Это непреложная истина. Этому вопросу у меня был посвящен тест для новых сотрудников: кто самый главный в агентстве? Важно, чтобы каждый сотрудник понимал, что самый главный в агентстве – клиент. Не копирайтер, не плэнер, не стратег и не юрист! Вот для одного нашего клиента мы недавно пересчитывали 14 раз рекламную кампанию. 14 раз! Менялись города, периоды, целевые аудитории, вводились новые продукты, рассчитывались интеграции, спонсорство и так далее. Мы все в агентстве понимаем, что именно это и есть наша работа. 

 Вот такой подход «клиент всегда прав» не балует клиента? Клиент не наглеет?

Наглый всегда наглеет. Не знаю, но с особой какой-то наглостью, которая прямо несовместима с моим представлением о «прекрасном», я не сталкивалась еще! Повторюсь, для нас клиент прав всегда. Даже тогда, когда за шесть лет совместной работы с одним международным клиентом там сменилось четыре директора по маркетингу, а бренд-менеджеры меняются так часто, что удивляешься! Такая вот коллективная безответственность. В таких случаях кажется, что нас больше, чем самого клиента, интересуют продажи продукта!  


«Для обслуживания российских клиентов сетевые группы здесь создали агентства, которые не имеют никакого отношения к обслуживанию титульных клиентов сетей»


Существует мнение, что локальные игроки серьезно проигрывают глобальным компаниям в плане технологий и автоматизации процессов.

Это мифы 2000-х годов. Все процессы давно автоматизированы, технологии внедрены. К тому же, не всегда автоматизированные процессы идут во благо клиентам. Мы очень часто видим реализацию международными сетями, например, региональных кампаний для российских клиентов. Зачастую эти «спланированные» кампании – результат автоматизированных процессов. Считает, планирует не человек, а программа, применяя единый алгоритм как для мультинациональных брендов с двадцатилетней рекламной историей, так и для новой российской марки. Программа – даже самая инновационная – не умеет размышлять, а это, на мой взгляд, очень важно.

Недооценка локальных агентств вас как-то задевает?

Таковы правила игры. Я не вижу, чтобы люди, которые работают в сетевых агентствах, были умнее, чем в нашем агентстве. Там есть талантливые звезды. Но это единичные случаи. Честно, у нас и звезды ярче, и земля плодороднее.

В ноябре 2012 года AdIndex выпустил очередной номер журнала AdIndex Print Edition, который был посвящен как раз независимым агентствам. В нем вы, в частности, прокомментировали ситуацию с ценовыми предложениями на рынке: «Доход сетей в России зависит от прибыли по российским проектам, а не по сетевым. Поэтому цены, которые якобы должны быть ниже за счет глобальных бюджетов, на деле всегда выше тех, что предлагают независимые, для которых бюджет в 50 млн является не маленьким, а интересным».

Сейчас ситуация стала еще хуже. Сетевым агентствам интересны бюджеты уже в 10 млн рублей. При этом для обслуживания российских клиентов сетевые группы здесь создали агентства, которые не имеют никакого отношения к обслуживанию титульных клиентов сетей.

Вы следите за рынком?

За ценообразованием на рынке слежу. Появляются или исчезают какие-то агентства? Мне все равно. Как работают сейлз-хаусы? Слава Богу, у нас их только два, и за ними особенно нечего следить, они на виду. Грустно наблюдать за рынком прессы, за процессами в наружной рекламе и на транспорте.

Автор: Алексей Упатов

Как придумать идею, если вы не Огилви Александр Алексеев, BE.MA: зачем нужны фестивали креативности
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.