"Рынок мобильного Интернета еще очень молод, а поэтому до конца не изучен..."


Интервью | 26 Февраля 2008

"Рынок мобильного Интернета еще очень молод, а поэтому до конца не изучен..."
Каким компаниям нужны мобильные сайты, почему до сих пор никто не провел тщательного анализа мобильного интернета, о состоянии российского рынка мобильной интернет-рекламы, новой мобильной рекламной системе Plus 1 от WapStart, а также о будущем WAP-сайтов и социальных сетей рассказывает Кирилл Рожковский, идеолог компании WapStart

- В статье о мобильном поиске Вы отметили, что аудитория традиционного интернета пересекается с аудиторией мобильного всего лишь на 30%. Можете ли Вы описать среднестатистического российского пользователя мобильного интернета?

- Начнем с того, что рынок мобильного Интернета еще очень молод, а поэтому до конца не изучен. Здесь нельзя похвастаться глобальными независимыми исследованиями WAPа, такими, которые проводят в большом Интернете, например, Gallup, Комкон, Nielsen и пр.

И это естественно, игроки мобильного рынка еще только набирают силу и пока не готовы вкладывать деньги в дорогостоящие исследования. Например, большой Интернет серьезно изучили только в 2000 г., а до этого приходилось довольствоваться «отрывочными» знаниями.

Конечно, крупные ресурсы проводят собственный аудит WAP, но он носит, скорее, локальный характер и не является на 100% репрезентативным.

Основываясь на таких «местных» исследованиях, в том числе и проводимых WapStart, можно сделать следующие выводы: типичные пользователи мобильного Интернета – молодые люди, преимущественно мужчины (82%-мужчины, 18%-женщины), в возрасте от 19 до 23 лет, студенты. Ведут активный образ жизни (в рамках своего социального круга), интересуются массовой культуры (имею в виду кинематограф, музыку, хайтек) и имеют постоянный средний доход.

- Сейчас телефоны с QVGA-экранами дешевеют, пропускная способность сотовых сетей увеличивается, браузеры способны вполне корректно обрабатывать обычные веб-сайты. Не исчезнут ли wap-сайты как класс в ближайшем будущем?

- Скорость внедрения и развития технологий заметно увеличивается. Поэтому вполне возможно, что в далеком для мобильного Интернета будущем (3-5 лет) wap-сайты исчезнут, но никак не раньше.

Не раньше потому, что «вполне корректного» отображения ресурсов недостаточно для комфортного пользования мобильным Интернетом. Нужен удобный интерфейс взаимодействия браузера с сайтом. Ситуацию, когда в экран мобильного помещается лишь 1/10 часть web-сайта и навигировать по нему нужно джойстиком, а не мышкой (на которую он изначально и был рассчитан) удобной назвать сложно.

Логика построения мобильного сайта принципиально иная по сравнению с WEB.

- Какие отрасли бизнеса, по-Вашему, прежде всего должны быть заинтересованы в создании мобильного сайта? Наверное, наибольшую активность в мобильной сфере проявляют СМИ, создавая мобильные версии своих порталов, а кому еще сейчас нужны мобильные сайты для более успешной работы?

-Прежде всего, тем компаниям, продукция которых ориентирована на конечных потребителей, от банка до пиццерии.

Преимущество wap-сайта в том, что он доступен практически всегда и везде: потенциальный потребитель товаров и услуг, как и постоянный клиент, всегда может получить там всю необходимую ему информацию, от контактов и каталога товаров. Wap-сайт позволяет с помощью одного нажатия кнопки осуществить звонок, отправить сообщение, задать вопрос или сделать заказ, чего не позволяет сделать ни печатная, ни баннерная, ни уличная реклама).

Есть ожидания, что конец этого года отметится резким (с текущего почти нуля) ростом предложений мобильных интернет-магазинов. Имею в виду все те магазины, которые уже не один год существуют в большом Интернете, только специально адаптированные под мобильные устройства, – в первую очередь, по интерфейсу, во вторую – по ассортименту (все-таки трудно на экране даже 240х320 организовать навигацию по каталогу из тысяч товаров). По большому счету для продавца нет разницы, как покупатель закажет товар – зайдя на обычный или мобильный сайт.

Кроме того, промо wap-сайт можно создать и под конкретную рекламную акцию.

- Есть ли какие-либо данные о величине и демографии аудитории мобильного интернета в России? Какая-нибудь статистика его использования абонентами?

- Общих данных, как я уже отмечал ранее, увы, нет. Есть «оценки», сделанные теми или иными экспертами. Так, по информации аналитического агентства iKS-Consulting, аудитория WAP составляет порядка 14 млн. человек.

Что касается демографии, то могу поделиться собственными исследованиями: аудитория мобильного Интернета «сдвинута» в сторону Сибири и Урала. Первая пятерка городов выглядит так – Пермь, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

- Кирилл, Вы упоминали о запуске собственной системы управления рекламой, которая пока работает в закрытом виде и по приглашениям. Вы не могли бы немного подробнее рассказать о том, что представляет собой эта система и какие возможности она дает рекламодателю?

- Plus1 - простой и эффективный по соотношению цена/качество доступ к мобильному потребителю.

Pекламная система позволяет таргетировать рекламные показы по региону, оператору, возможностям мобильного устройства и его производителю, социально-демографическим характеристикам пользователей (на сайтах, которые передают такие данные системе, например, на wap.mamba.ru). (подробнее о системе управления рекламой в мобильной среде Plus 1, разработанной WapStart, можно узнать на ее сайте http://plus1.wapstart.ru/).

- В каком состоянии, по Вашим данным, находится рынок мобильной интернет-рекламы в России? Привлекает ли он внимание серьезных компаний?

- Состояние энергично растущего рынка, привлекающего внимание серьезных компаний. Крупные оффлайновые бренды активно проводят тестовые кампании в WAP, большие и средние контент-провайдеры не менее активно экспериментируют с мобильным Интернетом как каналом доступа к новым покупателям.

Например, только за последние несколько месяцев 2007 г. WapStart реализовала следующие рекламные кампании в WAP: коктейль «Вертолет, пиво «Клинское», Альфа-Банк, Samsung, Beeline и пр.

- В последнее время в России и остальном мире обострился интерес к мобильным социальным сетям. О доступности мобильных версий объявляли наиболее крупные иностранные социальные сайты (Facebook, Myspace), производители телефонов предлагают доступ к социальным сетям из меню своих трубок, собственные социальные или файлообменные сети запускают сотовые операторы (МТС-Сити). Какие перспективы у таких социальных сетей или сетей по обмену UGC-контентом в российском интернете?

- Перспективы абсолютно такие же, как и на Западе. Возможно, чуть более смещенные в сторону общения, чем обмена контентом.

- Каким образом, по-Вашему, можно решить проблему «пиратского» контента, выкладываемого пользователями в таких сетях? И если ее решить, то что будет привлекать пользователей к социальным сайтам?

- По моему мнению, кроме 100% модерации – никаким. Правда, это «убьет» ресурс сразу на взлете, зато никакого пиратства. В большом вебе, где с подобной проблемой правообладатели воюют уже около 9 лет с появлением Napster’a, решения так и не нашли.

Сомневаюсь, что мобильные сети смогут придумать что-то принципиально новое. Разве что процент самодельного контента в таких сетях будет относительно больше «пиратского», просто в силу того, что с помощью телефона его намного проще «сделать» и «выложить» в сеть.

© Антон Веремьянин

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы