26 Января 2017 | 14:13

Исследование: зарплата и спрос на специалистов маркетинговых коммуникаций в 2016 году

HR-бюро Big Fish Recruitment и коммуникационная группа iMARS специально для AdIndex.ru подвели итоги 2016-го года на рынке маркетинговых коммуникаций. Были проанализированы 16 категорий специалистов: SMM, SEO-продвижение, контекстная реклама, веб-дизайн, маркетинг, стратегия и др.

image

Методика исследования строилась на анализе основных ключевых интернет-площадок для поиска работы: НeadHunter, SuperJob, Rabota.mail.ru, Rabota.ru, Rabota.yandex.ru. Анализировались общее количество вакансий на площадках, количество вакансий по отдельным направлениям и заработная плата. География исследования – рынок труда Москвы.

Эксперты изучили совокупное предложение работодателей, количественные показатели предложения, а также вычислили среднюю предлагаемую заработную плату. Для оценки изменения динамики спроса работодателей на специалистов сферы маркетинговых коммуникаций в 2016-м году были отобраны следующие категории специалистов:

– SEO-специалист
– SMM-специалист
– Веб-дизайнер
– Специалист по контекстной рекламе
– Account Director
– Senior Account Manager
– Account Manager
– Маркетолог
– Интернет-маркетолог
– Руководитель отдела маркетинга
– SMM-менеджер
– Руководитель отдела SMM
– Стратег
– Менеджер по продажам
– Менеджер по интернет-продажам
– Руководитель отдела продаж

В 2016-м году на рынке маркетинговых коммуникаций самыми востребованными были профессии (в порядке убывания):

– Маркетолог (с условным индексом 100%);
– Менеджер по продажам (с условным индексом 92%);
– Менеджер по работе с клиентами (с условным индексом 77%).

В течение года востребованность различных профессий менялась.  В итоге спрос максимально вырос на специалистов по SEO – в 1,85 раз, SMM-менеджеров – в 1,76 раз, специалистов по стратегии – в 1,6 раз.
Максимальные предложения по зарплатам были зафиксированы у следующих специальностей:
– Специалист по стратегии – 225 тыс. руб.
– Руководитель отдела маркетинга – 170,4 тыс. руб.
– Account Director – 165 тыс. руб.
Если посмотреть на рейтинг средних зарплат, видно, что больше всего выросли оклады у таких специалистов:
– Руководитель отдела SMM – 62%, с 45 до 73 тыс. руб.
– SMM-менеджер – 15%, с 57 до 66 тыс. руб.
– Специалист по контекстной рекламе – 14,5%, с 75,7 до 86,7 тыс. руб.

Совокупное предложение по итогам года увеличилось на 20%. При этом в сентябре рост рынка относительно начала года составлял 60%, но ожидаемо понизился к концу года.

В начале года наблюдался взрывной рост спроса на digital-профессионалов. Специалистов по SEO к середине первого квартала стало нужно в два раза больше; по SMM, контекстной рекламе и веб-дизайну – примерно в полтора раза.

Структура спроса на специалистов по digital в 2016-м показывает, что наиболее востребованы весь год были SMM-сотрудники. При этом, например, к началу четвертого квартала спрос на них более чем в 2 раза превосходил спрос на специалистов по контекстной рекламе.

При том, что спрос на профессионалов, работающих с социальными сетями, в количественном выражении был самым большим весь год, зарплатное предложение для них большую часть года держалось ниже уровня средней заработной платы по Москве и находилось в границах от 55 тыс. руб. до 70 тыс. руб. Наиболее дорогими можно назвать специалистов по контекстной рекламе, для которых среднее зарплатное предложение к концу года превышало 90 тыс. руб.  

Спрос на специалистов по работе с клиентами рос почти весь год. Лишь к концу года отмечается спад. Тем не менее менеджеры по работе с клиентами и старшие менеджеры стали примерно в 1,5 раз более востребованы, чем в начале года. Спрос же на руководителей отделов по работе с клиентами в первом квартале упал, но стабилизировался к середине года, и в четвертом квартале показал резкий рост (почти в 2 раза). К концу года он вернулся к исходным значениям.

Структура спроса на менеджеров по работе с клиентами традиционно показывает, что наиболее востребованы рядовые специалисты. С первого квартала года их доля начала стремительно расти, и к началу четвертого квартала спрос на рядовых специалистов по работе с клиентами примерно в 10 раз превышал спрос на старших специалистов и в 20 раз превышал спрос на руководителей отделов по работе с клиентами.

Средняя зарплата рядовых специалистов по работе с клиентами весь год соответствовала средней заработной плате по Москве, повысившись лишь с 63 до 67 тыс. руб. Заработная плата же руководителей отделов по работе с клиентами резко возросла в первом квартале, превысив 160 тыс. руб., в дальнейшем же постоянно снижалась, пробив к концу года уровень в 80 тыс. руб. 

Спрос на специалистов по маркетингу также рос в течение всего года. Спрос на маркетологов и интернет-маркетологов по итогам 2016-го вырос примерно в 1,5 раза. Чуть менее были востребованы руководители отделов маркетинга.

В первом квартале спрос на маркетологов широкого профиля также вырос, к четвертому кварталу он превосходил спрос на руководителей отделов маркетинга более чем в три раза. 

Заработные платы маркетологов весь год находились существенно выше среднего уровня по Москве. Лидерство весь год сохраняли заработные платы руководителей отделов маркетинга, колеблясь в пределах от 120 до 170 тыс. руб. При этом заработные платы маркетологов и интернет-маркетологов начали расти к концу года при падении общего спроса на специалистов по маркетингу.

Пожалуй, наиболее разнонаправленно вел себя спрос на руководителей отделов SMM. Резкий рост сменялся резким падением. За год было три периода роста и три раза спрос на руководителей падал. К концу третьего квартала спрос на руководителей возрос в 2,6 раза. К четвертому же кварталу последовал резкий спад, спрос почти вернулся к значениям начала года. Потребность же в менеджерах по SMM стабильно росла весь год.

При том, что специалисты по продажам являются одними из самых востребованных на рынке, спрос на них рос до середины года, после чего последовал плавный спад. Востребованность менеджеров по продажам интернет-услуг увеличилась в 1,75 раза. Руководители отделов продаж показали наименьшую динамику роста спроса, спрос на них по итогам года упал на 14%.

Структура спроса на менеджеров по продажам показывает, что в течение года наиболее востребованы были линейные специалисты. Спрос на них во второй половине года в 10 раз превышал спрос на руководителей отделов продаж. К концу года при общем падении спроса структура его осталась без особых изменений.

Средние заработные платы линейных менеджеров по продажам в течение года приблизительно следовали за динамикой средней заработной платы по Москве, превышая ее примерно на 20 тыс. руб. Наиболее динамично вела себя средняя заработная плата специалистов по интернет-продажам, снижаясь в начале года до уровня ниже 100 тыс. руб. и возрастая к началу лета до 143 тыс. руб.

Одними из лидеров роста спроса являются специалисты по стратегии. Их востребованность выросла почти в 1,8 раз с начала года. В дальнейшем последовал спад до уровня начала года, тем не менее по итогам года спрос на них вырос в 1,6 раз.

Заработные платы стратегов показывают очень разнонаправленную динамику, что связано прежде всего с тем, что в каждой компании очень специфически определяются обязанности специалистов по стратегии.

«Анализируя итоги года, можно констатировать, что зарплата практически всех категорий специалистов рекламного рынка значительно превосходит средний уровень заработной платы по Москве. Небольшим исключением является категория SMM-специалистов, чья зарплата равняется средней по Москве либо немного ниже. И это несмотря на то, что спрос именно на SMM-сотрудников на протяжении всего года оставался наиболее высоким. Вряд ли следует говорить, что этот рынок перенасыщен. Скорее такая ситуация объясняется недооцененностью SMM-направления, а также относительно молодым возрастом специалистов, среди которых данная профессия наиболее востребована (выпускники, молодые сотрудники до 28 лет)», - отмечает президент iMARS Владимир Ступников.

Как отмечают авторы исследования, весь год наблюдалось отражение основных трендов развития отрасли в изменениях спроса на рынке труда. Так, потребность в качественном контенте реализуется в постоянно растущем спросе на линейных SMM-менеджеров, но здесь стоит отметить, что примерно треть заявленных работодателями вакансий в SMM включает в себя и таргетированную рекламу в социальных сетях. Также рынок нуждался в высокопрофессиональных опытных специалистах по контексту. Потребность в клиентском сервисе стабильна и продолжает расти.

Клиентская аналитика: сегментация базы покупателей как инструмент для ремаркетинга Книга недели: «Год без костюма. WordPress.Com учит, как сотрудники могут работать удаленно и эффективно
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.