Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства


Галерея | 28 Ноября 2012 | 9

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
«Я очень хочу, чтобы краски в моих картинах сами собой изливались через меня, художника, как будто сама природа творит свои картины, подобно тому, как самообразуются кристаллы и руда, как вырастают водоросли и мхи, как расцветают цветы под лучами солнца». Эмиль Нольде

Строго говоря – и, вообще, как угодно говоря – он был Ханзен. Нольде (1867-1956) – это псевдоним. В честь немецкой деревни на границе с Данией. Он там родился в крестьянской семье. И было их пять братьев. Но только одному из Ханзенов-младших пришло в голову расписывать цветным мелом хлев, курятник, амбар и прочие сараи – так его тянуло к прекрасному. И не какую-нибудь пакость вроде Человека-Паука он рисовал, а библейские истории. Семья-то сильно протестантская была. Росписи не сохранились.
В семнадцать лет Нольде ушел из дому в люди. Там он мотался по разным немецким городам, работал резчиком на мебельной фабрике, учился недолго дизайну – на долго не хватило денег, проектировал мебель, преподавал рисунок и т.д. Везде ходил по музеям. В 1893 году он удачно нарисовал серию вот таких дурацких открыток.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
La Cima della Pala et la Vezzana

Открытки разошлись большим тиражом, что принесло Нольде много денег. Работать он сразу завязал и стал учиться живописи. Сначала в Мюнхене, потом – в Париже, в знаменитой академии Жулиана. Там он полюбил импрессионистов, Ван, естественно, Гога и его друга Гогена. А Милле, Домье, Гойю, Тициана, Рембрандта и Беклина он любил еще до этого. Через некоторое время Нольде стал любить средневековую/ренессансную немецкую живопись и Мунка. Ну, позже еще кое-что по мелочам добавилось, но, в принципе, все перечисленное есть те основные традиции, из которых выросло его искусство.

Первые свои работы Нольде делал, сильно любя символистов и поздних романтиков типа того же Беклина.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Да будет свет

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Двое на морском берегу

Это было в самом начале ХХ века. В Германии, в стороне от него, шли мощные художественные процессы, приведшие к рождению экспрессионизма. В 1905 году появилась группа «Мост». Присмотревшись к Нольде, мостовские пригласили его в группу. Нольде согласился. В «Мосте» он работал типа так.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Цветник

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Белые стволы

В общем, понятно, что эти картинки ближе к французскому фовизму, нежели к родному экспрессионизму. И даже есть очень неясные отголоски, как это не жутко звучит, импрессионизма*. Нольде догнала ранее приобретенная любовь к французской живописи.

Странная, согласитесь, ситуация получается. Человек состоит в самом, что ни на есть, экспрессионистическом объединении, позже будет объявлен классиком экспрессионизма**, а картинки красит несоответствующие. Но, с другой стороны, кто вам сказал, что в искусстве - пути прямые? Не арифметика же.

Но так продолжалось недолго. Через год Нольде вышел из «Моста» и стал делать настоящую, по всем правилам экспрессионизма, живопись.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Осмеяние Христа

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Тайная вечеря

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Распятие

Все тут правильно. И опора на немецкие средневековье/Ренессанс, и гротеск, и доступными средствами переданное ощущение трагизма жизни, и суровое субстанциональное как антитеза вертлявому акцидентальному – все есть. И Христос у него - мужицкий Христос, т.е. парень из низов, в духе Грюневальда.

Жанровые пристрастия Нольде, понятно, не ограничивались исключительно возвращением к своей детской религиозной изобразительной традиции. Писал он и, скажем так, жанр.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Зрители в кабаре

В подобных картинках Нольде с удовольствием фиксировал нелюбовь крестьянина к городу. Еще он писал пейзажи – всегда, практически, без людей***.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Осеннее море VII

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Осеннее море ХI

Эти картинки – часть серии из 21 работы, описывающей почти один и тот же вид. Тут опять где-то рядом болтаются французы. Поздний Моне, в частности, который делал серии пейзажей с одной и той же точки в разное время суток типа «Стогов сена» или «Реймсского собора». Правда, у Нольде была другая задача – его не интересовала фиксация в десятках работ того, как изменяется объект, грубо говоря, в один и тот же день в зависимости от освещения, его интересовали разные состояния этого объекта: шторм, штиль, время года, крупные суточные деления типа заката, полудня и т.д. Т.е. более фундаментальные вещи.

Еще в это время Нольде делает традиционную для экспрессионизма продольную деревянную гравюру, родом из средневековья.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Пророк

Первая мировая война в творчестве Нольде непосредственным образом не отразилась. На фронте он не был в силу возраста, художественная публицистика, скажем так, типа той, которой занимались в рамках экспрессионизма Дикс или Гросс, была ему неинтересна. Его интересовали, опять же, более фундаментальные вещи. Некоторый отклик на войну можно, конечно, найти в повышенной экстатике вещей вроде этой.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Красное вечернее небо

Или в такой печальной символике, 1919 года.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Потерянный рай

Другое дело, что война, поражение в ней, унизительный Версальский договор ввергли Нольде в кризис национальной самоидентификации. Тут все сложно было с самого начала. Папа его родным языком имел восточнофризский. Мама – южноютский. Нольде родным считал немецкий и, вообще, числил себя по этой принадлежности. В 1920 году его родная деревня с остатками меловых росписей на сараях перешла к Дании, сам он стал датским подданным – почему так случилось с подданством, не знаю, не разбирался. Факт тот, что для Нольде все это было ментально невыносимо. В 1927 году исполняются его мечты – он покупает сельский дом. Но не на горячо любимой малой родине, а в Зеебюле - недалеко от Нольде, но на германской территории. Колбасит его в это время по-черному – на выборах в 1928 году он мечется между коммунистами и нацистами****. А в самом начале 1930-х гг. Нольде в одной из мюнхенских галерей видел такую сцену – эсэсовец высказался по поводу работ экспрессиониста Франца Марка, вызвав хозяина галереи: «Что это тут за живопись? Зачем вы выставляет этот хлам? Уберите немедленно. Мы больше не намерены терпеть подобные выставки. Выставляйте истинно германское искусство, иначе ваша галерея будет закрыта*****». Нольде тогда обернулся  к своему приятелю и сказал: «Теперь я знаю мое будущее».

Тем не менее, в конце концов, он делает выбор и вступает в НСДАП.

Что его туда притащило? Ну, понятно, никто так много, как нацисты, не говорил о той самой национальной самоидентификации. Записавшись к ним, Нольде как бы стал самым настоящим немцем. Безусловно, его купила красота мифа о крови и почве – он же крестьянин в девятом поколении, художник, алкающий национальной традиции. Не будем говорить, что эту традицию можно было алкать прямо противоположным нацистскому варианту образом, как это делал, скажем, Барлах, просто примем, как объяснение. Нольде в это время дошел до того, что стал говорить о приоритете немецкого искусства перед французским – это при том, сколько он оттуда взял. Ладно, хрен с ним, с Нольде. Что с него возьмешь – художник.

Беда подкралась с неожиданной для Нольде стороны – режим его не принял. Т.е. сначала внутри нацизма были заморочки в смысле принять экспрессионизм как истинно германское искусство в той его части, где экспрессионизм апеллирует к народности, средневековью и т.д., даже сам Геббельс выражал ему свои симпатии******. Все кончилось в 1937 году, когда Гитлер в своей речи на открытии Дома немецкого искусства в Мюнхене назвал экспрессионизм вместе со всеми остальными течениями авангардизма «дегенеративным искусством». И, персонально о Нольде: «Это немыслимо!». Нольде пытался как-то сопротивляться действительности. Даже писал доносы на бывших соратников в том смысле, что они евреи. Ничего не помогло.

И Нольде становится рекордсменом по количеству репрессий, свалившихся на него. Ну, понятно, его изгоняют с поста члена прусской Академии художеств, это как у и других таких же. Но на выставке «Дегенеративное искусство» его работа занимает одно из центральных мест.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Житие Христа

Но у него фантастическое количество изъятых из разных собраний работ – больше 1100. Часть из них была сожжена, часть, как ни странно, была по иску Нольде ему возвращена, часть – продана. И, самое необычное – я, во всяком случае, другой подобной истории не знаю – ему было запрещено заниматься профессией. С 1941 года исполнение этого запрета контролировало гестапо.

Нольде к тому времени уже многие годы практически безвылазно жил в Зеебюле. После запрета на профессию он перешел на малоформатные акварели. Совершенно фантастические по качеству. Тончайшие, но тем не менее, экспрессионистические.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Разноцветное небо над болотом

Не красить***** он был не в состоянии – из него перло. Но писать маслом он не мог – масляные краски слишком характерно пахнут, это может вспомнить любой, кто хоть раз был в мастерской нормального художника, не концептуалиста какого-нибудь жестикулирующего, в смысле. Эти работы он позже назвал ненаписанными картинами.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Анемоны 37

Кончилась война. Человечество забыло о национал-социалистических телодвижениях Нольде, оно воспринимало его как жертву. В 1950 году он получил премию Венецианского биеннале. В 1953 году правительство ФРГ  награждают его медалью «За заслуги в области науки и искусств». Черт его знает. Мы же не принимаем во внимание политические взгляды, скажем, Леонардо да Винчи. А, с другой стороны, тогда не было тоталитарных идеологий. Короче, как относится к офигенному, но идеологически враждебному художнику, я не знаю. Последние его работы такие.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Вечернее море и черный пароход

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Солнце в дымке

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Пейзаж в красном свете

Бонусы

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Танец вокруг золотого тельца

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Положение во гроб

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Мальчики-папуасы

Прямо перед Первой мировой войной Нольде совершил путешествие до Новой Гвинеи. Прикоснулся к той любимой авангардизмом архаике.

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Св. Мария в Александрии

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Тропическое солнце

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Грозовые облака

Эмиль Нольде. Главный дегенерат немецкого искусства
Осенний вечер

 

* Экспрессионизм и возник как некоторая негативная реакция на импрессионизм. Изяществу, неуловимости, текучести, неоформленности, объективности второго первый противопоставил субъективность, неизменность, сущностность, постоянство и патетику.


** При этом Нольде всю жизнь не мог терпеть, когда его так называли. Ни в какие объединения больше не входил. Очень отдельный был человек.

*** Настоящий пейзаж и должен быть без людей. Ведь чем нас круче всего потрясает природа? Нашей, человеческой непредставленностью в ней. Трудным представлением о том, что все это богатство – начиная с «Осени» Левитана и кончая экзотическими картинками в фб – может обходится без нас.


****Ничего чудовищного в этом выборе не было. Близость позиций осознавалась уже тогда. Гитлер говорил, что из либерала порядочного нациста никогда не получится, а из коммуниста – вполне. В начале нацистского режима был сделан фильм, не помню названия, а ворошить монографию Голомштока – лень, в котором упертый коммунист свой ротфронтовский жест – сжатый у плеча кулак – плавно переводит в нацистское приветствие. Нет ничего банальнее, чем говорить о корневом родстве этих идеологий. Это родство мы легко наблюдаем у нас на родине в течении последних десятилетий.


*****Немецкое казачество?


******Их Геббельс – это вроде нашего Луначарского. Оба писали вторичные символистского толка пьесы, оба были симпатизантами авангардизма. Но Геббельс оказался бодрее – раньше просек генеральную линию.

******* Еще раз напоминаю, что это профессиональный жаргон. В цивилизованном обществе это слово заменяют эвфемизмами вроде писать, рисовать, творить, создавать, малевать (пренебрж.).

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Anonymous | 04.12.2012, 16:39
Не так давно была на выставке гравюр Нольде... Конечно, хотелось бы и другое увидеть в оригинале, особенно акварели. Кстати, запрет на профессию был и у некоторых других немецких художников, например, у Дикса... У немцев это вообще своеобразный способ наказания, например, после объединения Германии некоторые профессора из бывшей ГДР тоже получили запрет на преподавательскую деятельность... Да, исправьте, пожалуйста, дату, в начале статьи - 1993(?). Елена
Андрей Корсаков | 05.12.2012, 18:02
Спасибо. Исправил.
Андрей Корсаков | 05.12.2012, 18:14
А про Дикса никогда не слышал.
Anonymous | 06.12.2012, 04:08
Кажется, с Диксом я погорячилась))) Не запрет на работу, но запрет на выставки в 1934-м (Ausstellungsverbot), что хотя и близко по смыслу, но, конечно, не одно и тоже.
Андрей Корсаков | 06.12.2012, 12:21
Нацисты всегда были честнее коммунистов. У них были законы, была ясность. У нас тоже огромное кол-во авангардистов не выставлялось, но закона не было, была практика, основанная на том, что "есть мнение".
Григорий | 05.05.2013, 19:32
С 15.6 до 13.10.13 в галерее Фридера Бурды в Баден-Бадене выставка картин Нольде. Вход 40 евро. Лучшее время для посещения - июнь: еще и разгар цветения в обоих баденских розовых садах. Христос Воскресе! Радости Пасхальной
Григорий | 05.05.2013, 19:33
Вход не 40, а 10 евро. Пардон.
Вениамин (http://veniamin1.livejournal.com/) (Гость) | 27.05.2016, 10:34
Нольде входил в "Мост". Выгнали или сам ушёл. Потом он стал членом Берлинского сецессиона с 1909-го. Когда из-за его проблем с Либерманым и отчасти из-за его открыто антисемитского письма к Либерману, его исключили, раскольники создали "Новый сецессион". И Нольде сразу присоединился и активно участвовал в создании жёсткой нетерпимости к разным-всяким. Он был членом датского (он был датчанин с 1920 года) отделения НСДАП с 1934 года. То есть я говорю, что Нольде не был прямо уж волком-одиночкой. Его главная проблема была в том, что он не сомневался, что экспрессионизм это чисто немецкое (арийское) искусство, а не жидовское. И его в этом поддержал Геббельс. Но Генсек арийского Политбюро объявил в 1937 году экспрессионистов в дегенераты и тут Геббельс уже не канал, конечно. То что здесь написали про Дикса и запрет быть художником, конечно же несерьёзно. Я никогда не слышал, чтобы наци кому-то сделали такую же гнусную подляну как Нольде. Скажем Маммен сама наложила на себя запрет. Голодала, ходила по дворам торговала вразнос, но не сдавалась. А запретили работать только Нольде. Логика говорит, что это должен был приказать сам, лучший художник Третьего рейха, а? Что вы скажете? Кому ещё кроме Гитлера мог вспомниться Нольде в 1941 году? Кому он вообще мог быть нужен в 1941 году? Например СД или Гестапо сделали бы подляну Нольде в их собственном стиле. Вплоть до лагеря. Но додуматься до такого жуткого и низкого как полный запрет художнику работать даже дома мог только собака Гитлер. Спасибо за статью. Хорошо читается. Вы не пишете лишних высоких слов типа господ Бавильских. Всё по делу. Всего вам хорошего. Вениамин.
Вадим Кругликов (Гость) | 27.05.2016, 13:05
Спасибо.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы