Ив Кляйн. Продавец воздуха


Галерея | 20 Марта 2012 | 2

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Наверное, текст про Ива Кляйна (1928-1962) лучше всего было бы начать так: «Ив Кляйн прожил короткую, но яркую жизнь в искусстве». Так и начну, пожалуй

Ив Кляйн прожил короткую, но яркую жизнь в искусстве. Искусством он занимался всего восемь лет, но успел придумать несколько важных для развития авангардизма стратегий, которые, если все сильно упростить, сводятся к одному – жест художника важнее его произведений. А если бы Ив Кляйн прожил долгую, но яркую жизнь в искусстве, он бы придумал еще какие-нибудь стратегии, и мы сейчас имели бы, скорей всего, несколько другое актуальное искусство. 

Кляйн родился в семье художников (папа – поздний постимпрессионист, мама – довольно известная представительница абстрактного экспрессионизма в его европейском варианте - ташизме), тоже стал художником, но профессионального образования не получил. Вместо этого он учился торговому мореходству, восточным языкам, ремеслу золотильщика рам, дзен-буддизму и дзюдо. В его трудовой книжке, если она у него была, были записаны еще профессии дрессировщика скаковых лошадей и тренера по дзюдо – в течение всей своей короткой, но яркой жизни в искусстве Кляйн зарабатывал на жизнь, как правило, именно последним*. Еще он был членом общества розенкрейцеров и Ордена лучников святого Себастьяна. Разнообразно, в общем, жил.

Авангардистом Кляйн начал работать в 1954 году, выпустив небольшой альбом картинок. Картинки представляли собой ровно закрашенные разноцветные прямоугольники – монохромы, как он их назвал. Под ними старательно было написано, в каком городе они были созданы, и их размер в мм.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Париж, 1954

Предисловие к альбому написал его приятель Паскаль Клод, выглядело оно так:

Ив Кляйн. Продавец воздуха

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Паскаль Клод. Предисловие

В целом это произведение начинающего мастера можно отнести к запоздалому дадаизму – за совершенно беззастенчивое издевательство над потребителем, прикрытое скрупулезной, но ничего не объясняющей и нафиг не нужной информацией – или к протоконцептуализму – поскольку тут начинает уже мерцать центральная проблема, решаемая этим направлением – а это че вощще, искусство или как.

Следующим действием молодого художника был небольшой скандал, который вышел из-за того, что он притащил на ташисткий сборняк приблизительно вот такую картинку:

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Монохром

Ташизм же был совершенно другой.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Жан Базен. Морской ветер

Он был призван выражать бессознательные интенции психики ташиста. Понятно, что работа Кляйна для этого никак не годилась – там никаких интенций не прочитывалось напрочь. Какое-то такое стерильное бессознательное там у Кляйна получалось, какого и не бывает. Кроме того, ташизм имел ореол гонимого во время немецкой оккупации искусства, и на него такими ровно закрашенными досками наезжать не следовало. И вообще, мама у Кляйна такая хорошая, ташизмом занимается. Короче, организаторы выставки попросили автора хоть что-нибудь на картинке накалякать – точечки там, или черточку какую. Автор отказался и принят на выставку не был. В отместку он вступил в Орден лучников святого Себастьяна и выбрал своим девизом девиз - «За цвет! Против линии и рисунка!». А вскоре устроил свою персоналку, на которой висели 11 совершенно одинаковых вот таких монохромов:

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Синий монохром

Но цена у них была разная. И это уже был совершеннейший скандал. Мало того, что человек называет себя художником, а выставляет продукцию, доступную по своему исполнению любому маляру максимум второго разряда, так еще с ценой непонятным образом балуется. И никто не понял, что это в муках рождался концептуализм.

Текст про концептуализм я уже написал, поэтому тут вкратце напишу только то, что непосредственно к этим монохромам относится. Картина – это, грубо говоря, что такое? Это плоскость, покрытая краской. Весь путь искусства, начиная с постимпрессионизма, это путь редукции элементов классической живописи. Последовательно исчезают линейная и воздушная перспективы, анатомическая правдоподобность, светотеневая моделировка, сама фигуративность. Где конец этого пути, спрашивает себя и всех окружающих концептуализм? А если вот так – просто покрасить холст в один цвет – это тоже будет искусство? Кляйн говорит, что да – потому что сохраняется базовая характеристика живописи – поверхность, покрытая краской.

Конечно, это не первый монохром в авангардизме. Первым был «Черный квадрат» Малевича. Но у него он нагружен космическими и апокалиптическими смыслами. Здесь их нет, здесь проблематика другая – вышеизложенная.

Теперь об этом хамском ценообразовании на художественную продукцию. Вообще, она – цена на картинки – из чего складывается? Из массы совершенно субъективных факторов. Это я тоже в тексте про концептуализм писал. Ну, так Кляйн решил всю эту субъективность обнажить. Да, это совершенно одинаковые работы. Но цены на них разные, потому что я так хочу. И этого достаточно. А вы уж, господа критики, искусствоведы, кураторы, коллекционеры и просто любители прекрасного, накручивайте мифологию и смыслы сами. И свои рациональные объяснения моего оголтелого волюнтаризма. Типа, этот монохром стоит столько потому, что был сделан после обеда, а тот – во вторник, а третий вообще возле выхода из помещения висит. Кроме того, такое ценообразование – это же откровенная игра на самолюбии покупателей. Ну, как с брендами в маркетинге.

Может, кто другой бы и успокоился на этом, но Кляйн был неумолим. И он делает знаменитейшую выставку «Пустота». Тут я должен немного уйти в сторону синего цвета, поскольку о нем опять пойдет речь, и надо уже объясниться.

Этот синий цвет Кляйн очень любил с детства – он вырос в Ницце, небо там синее, и для него он стал символом мечты. Потом на этот цвет накрутились всякие эзотерические смыслы из эзотерической литературы, которую он читал в связи со своими эзотерическими увлечениями – он же в разных эзотерических орденах и эзотерических обществах состоял. Короче, полюбил он этот цвет настолько, что даже запатентовал его формулу как International Klein Blue. И очень любил его впендюривать в свои проекты, вкладывая в них, таким образом, дополнительные эзотерические смыслы, о чем очень любят писать разные люди. Может, оно и так, только меня это не интересует. Вот то, что он, по непроверенным данным, подписал в качестве своего произведения красивое синее небо Ниццы – это меня интересует, т.к. это первая акция в ряду подобных в концептуализме. Одним словом, я пишу о концептуалистском в искусстве Кляйна. Потому что люблю концептуализм, и все тут. Другие-то просто молча обходят то, что им неинтересно или чего они не понимают, а я – я нет, я честно об этом сообщаю.

К «Пустоте» теперь вернемся. Выставка проходила так: огромному количеству людей были разосланы приглашения синего цвета в синих конвертах с синими марками. Выставку охраняли национальные гвардейцы. Посетителям давали попить коктейли синего цвета**. Собралось около трех тысяч народу. Т.е. ажиотаж состоялся. В помещение пускали порциями по десять человек, которые, добравшись до встречи с прекрасным, обнаруживали пустую галерею, где стоял один пустой прозрачный шкаф - явно как предмет обстановки, а не экспонат. Опять произошел скандал. Он даже до нашего СССР докатился, и о нем плохо писал знаменитый софист Михаил Лифшиц в своем убойном и окончательном приговоре авангардизму – «Кризисе безобразия».

В чем смысл этого кляйновского жеста? Опять же в обнажении механизма употребления искусства внутрь. Вы же идете не картинки смотреть, а а) на знаменитого художника и б) чтобы отметиться на престижном мероприятии. Ну, так все тут это и есть. Добавлю как, опять же, честный человек, что для Кляйна пустота обладала еще и эзотерическими смыслами. Бог с ними.

И, естественно, коли пустота – произведение – то она и продавалась. Тут был целый ритуал. Покупатель должен был платить только золотом в слитках. Половина слитков выбрасывалась в Сену – тоже уходила в пустоту, а корешок банковского чека уничтожался. Т.е. у покупателя не оставалось никаких свидетельств о покупке – сплошная пустота.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Ритуал купли-продажи пустоты

Самым знаменитым покупателем этого прекрасного произведения был Альбер Камю.

Но и это еще не все, что придумал этот замечательный, проживший короткую, но яркую жизнь в искусстве художник. Он еще создал антропометрии.

Тут тема такая. В течении веков художники изображали на холстах моделей, т.е. женщин разной степени обнаженности. Возникает закономерная мысль – в рамках общей тенденции авангардизма к редукции – а если исключить художника из цепочки модель-художник-произведение? И Кляйн эту мысль реализует. Он набирает бесстыдных женщин, готовых на все, и они в раздетом виде мажут себя и друг друга этим опять же International Klein Blue

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Изготовление антропометрий

и прижимаются к холсту. Получается вот что:

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Антропометрии

Грубо говоря, произведение состоялось***. Сам Кляйн тут был во фраке, в перчатках и ни к чему не прикасался. Перформанс – а это был именно он, и Кляйн один из зачинателей этого интересного жанра – обогащался еще камерным ансамблем, который играл симфонию, придуманную Кляйном же. Симфония такая – одна нота длится десять минут, потом десять минут пауза, потом вторая часть, неотличимая от первой. Похоже на Кейджа.


Фрагмент фильма Mondo Cane

Этот скандальный фильм Галтьеро Джакопетти был показан в Каннах в 1962. Он рассказывал о безумстве нашего мира. Там рассказывалось о племенах в Африке, где в ходе обрядов поджигают пятки, о том, как на Филиппинах на Пасху народ самораспинается на манер Христа на кресте. В качестве одного из безумств фигурировал вот этот перформанс. На Кляйна это произвело столь сильное впечатление, что у него случился сердечный припадок – съемки производились с его согласия, но автор ему наврал про концепцию фильма. Потом у Кляйна случились с небольшим промежутком еще два припадка – и он умер. Удивительно – в это-то время. Ведь не рубеж XIX-XX вв. все-таки, когда за искусство переживали так, что иногда платили жизнью. Да и спортсмен он не хилый был.

Бонусы.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Прыжок в пустоту

Наверное, самое известное присутствие Кляйна в СМИ. Фотомонтаж. Хотя прыгал он со второго этажа по-честному. Но не на мостовую – там с матом (спорт.) стояли друзья-дзюдоисты. Сделано в качестве несимметричного ответа на полет Гагарина. Кляйн, в соответствии со своей эзотерикой, считал, что космос можно покорить не при помощи техники, а при помощи вчувствования в него.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Фойе оперного театра в Гельзенкирхене (ФРГ)

Тут фишка в том, что на эти панно присобачены натуральные губки, вот такие:

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Синие губки

Для Кляйна губки, пропитанные его фирменной краской, символизировали зрителей, которые в театре пропитываются культурой. Опять эзотерические смыслы его синего цвета. Но то, что в фойе театра висят не актеры, как обычно, а зрители – это круто.

Еще Кляйн писал картины при помощи огнемета.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Изготовление огненной живописи

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Огненная живопись

И делал так называемые космогонии – картинки, над которыми потрудился не только сам Кляйн, но и природа. Например, он прикреплял картинку к крыше машины и ехал так под дождем.

Ив Кляйн. Продавец воздуха
Космогония

 

*Учился дзюдо Кляйн в Японии, там же одним из первых европейцев, если вообще не первым, получил черный пояс. Написал книгу «Основы дзюдо».

**Возможно, синие коктейли – это еще и аллюзия на действия близкого к дадаизму Альфреда Жарри. Он как-то пил в Клозери де Лила абсент с чернилами с целью шокировать буржуа.
*** Возникает, правда, вопрос - не становятся ли теперь модели художниками. Или не возникает. Когда как.

 

Автор: Вадим Кругликов

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Мария (Гость) | 14.12.2014, 11:23
Прошу прощения, но у меня возник вопрос, вы пишете, что "Прыжок в пустоту" был сделан "в качестве несимметричного ответа на полет Гагарина", однако здесь наблюдается несоответствие в датах - "прыжок" снят осенью 1960 года, а полет состоялся 12 апреля 1961, так как же в этом случае интерпретировать "Прыжок"?
Валентина (Гость) | 14.04.2015, 11:53
Думаю, Гагарин здесь ни при чем, скорее всего это домыслили потом. Но речь действительно идет о космосе и автор подписывает это фото "Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту"

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Каталог рекламных компаний России

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров

Кейсы