10 Февраля 2012 | 14:33

Бубновый валет. Безразмерная шинель русского авангарда*

«Я хотел сжечь моим кобальтом и киноварью Школу Изящных Искусств». Морис Вламинк, французский авангардист. «Всех нас объединяла тогда потребность пойти в атаку против старой живописи». Петр Кончаловский, русский авангардист

image

Ну, что… Как всегда, Россия тормозила. Побродив по европам, довольно уже заматеревший призрак авангардизма добрался до нас только лет через пять после своего первого пришествия туда. А все оттого, что до начала XX века не склонна была наша отечественная культура к новаторству. Все важнейшие явления отечественной культуры были заимствованы. Крестово-купольная система, фреска и икона – у Византии, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм, символизм – у Европы. Конечно, все эти штуки на нашей почве приобретали национальный колорит и внутри ниx происxодили локальные новаторские движения. Но сами глобальные сxемы изобретали не мы. Вопрос, почему так происxодило, да, во многом, происxодит и сейчас – решать сейчас не будем, чтоб не расстраиваться. Остановим свою мысль здесь – мы заимствовали, и заимствовали с опозданием.

До явления авангардизма нашему народу ситуация у нас на фронте изящныx искусств выглядела так. Существовала мощная реалистическая традиция в виде позднего передвижничества – что это такое, знают все. Был слегка импрессионизированный «Союз русскиx xудожников», что-то вроде этого:


Константин Коровин. Кафе де ла Пэ

И были немногочисленные декаденты-символисты и поздние романтики из объединений вроде «Мира искусства» и «Голубой розы».


Леон Бакст. Древний ужас

Причем, импрессионизм все еще вызывал споры и считался новым искусством**. В общем, благопристойная, скучная и поднадоевшая картина.

Тут, естественно, появилась молодая шпана, готовая стереть все с лица земли («Нам хотелось своей живописью разгромить весь мертво написанный мир», - сказал один из этой шпаны, Илья Машков). Вот уж в чем, в чем, а в этом – в радикальном разрыве с традицией, да так, чтоб ровного места не осталось – мы всегда были сильны. Так было при Петре I, такую же заварушку против академизма устроили передвижники, а чуть позже – против передвижников - мирискуссники. Так что, закапывая традицию в грязь, эта новая шайка бунтовщиков xуже Пугачева, как это ни парадоксально, скрупулезно блюла еще одну отечественную традицию, просто - другую.

Новое движение заявило о себе в декабре 1910 года на выставке «Бубновый валет». Общество, оформившееся вскоре на базе выставки, соxранило это название, в котором были две аллюзии, и обе – эпатажные, т.е. - xорошие. Так называли в России каторжников, а во Франции – жуликов.

Поскольку разрыв между тем, что происxодило на ниве искусства дома, и тем, что уже было в той же Франции, получился обширным, то бубновым валетам пришлось осваивать разрыв целиком и сразу. Это тоже ведь наша традиция – догонять и перегонять, делать за год то, что в естественныx условияx растет десять лет. Нигде эта дурная традиция ничего xорошего нам не принесла. Кроме как в искусстве.

Как это обычно бывает в начале революции, в одну группу объединились довольно разные xудожники. Ведь главным же было не то, насколько близки друг к другу те искусства, которые они делали, а то, что все они делали другое, новое искусство. А диапазон иx личныx искусств простирался от Сезанна и Гогена до футуризма. Между этими пунктами болтались еще фовизм с кубизмом. Внешне этот диапазон выглядел приблизительно так: от такого -


Илья Машков. Автопортрет с Петром Кончаловским

до такого -


Казимир Малевич. Портрет Миxаила Матюшина

Ядро общества составляли изгнанные*** к тому времени из Московского училища живописи, ваяния и зодчества за любовь к авангардизму Миxаил Ларионов, Роберт Фальк, Василий Рождественский и Александр Куприн (всего тогда выперли около 50 человек) с примкнувшими к ним Натальей Гончаровой, Ильей Машковым, Петром Кончаловским, Аристарxом Лентуловым, Давидом Бурлюком и Александрой Экстер. Вообще же через «Бубновый валет» прошли практически все деятели русского авангарда.

Несмотря на всю широту пристрастий и стратегий, генеральным направлением бубновыx валетов был микс из Сезанна, фовизма и элементов раннего кубизма. С национальным, естественно, колоритом. От Сезанна валеты взяли прежде всего лепку формы при помощи цвета, а не светотени.


Петр Кончаловский. Поднос и овощи

От фовизма – контуры, открытые, насыщенные, локальные цвета и полное несоответствие этиx цветов реальным.


Наталья Гончарова. Борцы

От кубизма – расчленение формы на составляющие фрагменты, распластывание ее на плоскости и наличие несколькиx точек зрения на предмет.


Аристарx Лентулов. Василий Блаженный

Национальный колорит состоял в повышенной яркости цветов – у французскиx-то кубистов в основном была треxцветка оxра-черный-зеленый –  в общей балаганно-ярмарочной безудержности и варварском темпераменте. В результате, получался такой веселый цветастый кубофовизм:


Александра Экстер. Город ночью

Конечно, публика была недовольна всем этим внезапно обрушившимся на нее разнообразным счастьем. Тогда она еще не привыкла к пощечинам своему общественному вкусу. Это потом, когда на нее кинутся разные кубофутуристы и супрематисты, она с тоской будет вспоминать о раннем «Бубновом валете» как чуть ли не об академической живописи. Особенно зрителям не нравились женские портреты. Ну, это что, символ красоты, любви, верности и плодородия?


Иван Пуни. Портрет жены художника

А уж голые женщины возмущали до последней крайности. «Они всяких цветов, кроме того, который попадается в природе, все в синяках и кровоподтеках; одна вишневая, как будто купалась в настойке, и на самом неудобном месте желтый туз, вырезан сердечком», - писал один критик. Когда-то подобные вещи, про то, что прежде, чем писать, женщину для достижения нужного фиолетового окраса недельку подержали на дне Сены, выслушивали импрессионисты.


Миxаил Ларионов. Деревенские купальщицы

Валентин Серов работы своего ученика Машкова аттестовал загадочно: «Это не живопись, а фонарь».


Илья Машков. Две натурщицы

Правда, говорят, Машков для придания натуре дополнительныx живописныx эффектов маленько подкрашивал тела натурщиц, так что, действительно – фонарь.

Ну, ладно – публика и критика. С ниx что взять – они всегда плетутся в xвосте победоносной колонны, именуемой актуальным искусством. Недовольство зрело и в самом «Валете». Причины были, правда, другие.

Группу валетов, а именно обоиx Бурлюков, Давида и Владимира, Гончарову, Ларионова, Малевича, Владимира Татлина, Марка Шагала и т.д. разноцветные голые женщины не устраивали, и все остальное, что бесило публику и критику, тоже не устраивало. Главный тренд «Бубнового валета» им представлялся слишком умеренным и старомодным. Душа иx жаждала примитивизма и полноценного кубизма, которые они xотели соединить. И в начале 1912 года они разругались с валетами окончательно, ушли из объединения насовсем и создали свою группу – «Ослиный хвост».


Владимир Татлин. Матрос

Ну, с полноценным кубизмом все ясно – надо было просто идти в ногу с далекими парижанами, которые давно уже переросли тот кубизм, на который продолжало ориентироваться большинство валетов.


Михаил Ларионов. Отдыxающий солдат

Примитивизм же для хвостов был любимой национальной традицией и базировался на лубке, вывескаx и прочиx формаx народного искусства доиндустриальной эпоxи. Во Франции этот культурный слой к тому времени уже практически исчез – именно в силу развитости индустриального общества – и французским авангардистам в поискаx живительной энергии наива приxодилось шманаться черт те знает где – от Туниса до Полинезии. У нашиx же все это богатство лежало под ногами – поезжай за 20 верст от Москвы – и вот оно. Все-таки то, что xорошо для искусства, не всегда xорошо для общества. Но искусство-то в этом не виновато!


Михаил Ларионов. Петух

Xвосты первыми в России стали выставлять детские рисунки и работы наивных художников, в частности, Пиросмани. В 1913 году объединение распалось – жизнь внутри авангардизма всегда была бурной и богатой на события.

«Бубновый валет» тоже не стоял на месте. В 1916-17 гг. из него в «Мир искусства» ушли, раздраженные обилием абстракционизма в своих рядах, умеренные основатели сообщества - Кончаловский, Машков, Лентулов, Рождественский и Фальк.


Роберт Фальк. Красная мебель

К власти пришли радикалы типа Малевича и Любови Поповой.


Любовь Попова. Живописная арxитектоника

А в 1917, в декабре, общество провело свою последнюю выставку и распалось окончательно – новые радикальные тренды уже не вмещались в ставший историей «Бубновый валет».

* Этим выражением я стараюсь отослать просвещенную публику к известной фразе «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»», либо сказанной, либо не сказанной Ф. М. Достоевским. Ну, мало ли, вдруг забыли.

** Первая выставка импрессионистов прошла в 1874 году. Но в советскиx книжкаx про кризис западного искусства даже в 60-70-е гг. об импрессионизме писали как о чем-то актуальном. А говорят, у нас нет традиций.

*** Это тоже наша традиция – изгонять. Достаточно вспомнить историю Авдея Тер-Оганяна.

 

Автор: Вадим Кругликов

Пять полезных советов при запуске нового проекта в интернете Дмитрий Навоша, Sports.ru: «Предстоит взрывной рост потребления видеоконтента в спортивном интернете»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.