06 Сентября 2007 | 00:00

Доходные сайты

Как заработать на интернет-ресурсе?

image

Hесколько лет назад молодая пара организовывала собственную свадьбу. По мере подготовки к этому радостному событию молодожены не раз сталкивались с трудностями информационного характера. Где лимузин заказать или тамаду найти, в каком ресторане дешевле и уютнее справлять торжество и т. д. Найти на каком-то одном ресурсе полные сведения обо всех аспектах, возникающих при организации свадьбы, было невозможно. Мытарства надоумили молодых людей создать собственный ресурс, где они начали размещать статьи, посвященные свадебным торжествам, отзывы о загсах, свадебных услугах и товарах. Ресурс превратился в энциклопедию, где молодожены могут найти ответ на любой вопрос. Спустя год-два сайт оброс аудиторией. В некоторые из дней его посещали до 8 тыс. уникальных пользователей. Вскоре владельцы ресурса окупили затраченные на него деньги (около 2 тыс. долларов) и вышли в плюс. Основной доход приносила реклама, которую давали компании, связанные со свадебными услугами.

Можно вспомнить и другой пример. Ныне суперпопулярный в народе портал Auto.ru был сделан фактически в одиночку Михаилом Рогальским. Копеечные затраты на покупку домена (попробуй купи такое красивое имя сейчас!), простенькие дизайн и программирование, огромное желание — из этих составляющих родился нынешний суперпроект. Сегодня, продав его, господин Рогальский мог бы легко заработать несколько миллионов долларов, но не делает этого, поскольку ресурс безоговорочно занимает первые строчки в любых интернет-рейтингах, а цена будет лишь расти.

Идея — во главе угла

Как показывают примеры, приведенные выше, для создания прибыльного интернет-ресурса важна уникальность сайта: если это магазин, то с такими товарами, которых больше нигде не найти; если социальная сеть (сайт, объединяющий сообщество людей, как, например, LiveJournal.com. — Прим. D’), то непременно с эксклюзивной идеей. Можно открыть интернет-магазин каких-нибудь особенных спортивных тренажеров, которые никто не возит по причине ничтожно малого спроса. Для магазина с реальными торговыми площадями это убыточный вариант, для интернет-портала — вполне рентабельный бизнес, поскольку издержки на порядок меньше, чем у обычной торговой точки, а спрос стабильный. Успешный проект — это уникальное стечение знаний автора и потребностей пользователя. Такой сайт может практически ничего не стоить для создателя.

Впрочем, как отмечают эксперты, с идеями, а тем более с их воплощением дела обстоят не слишком хорошо. Желание заработать на своем ресурсе преследует едва ли не всех сайтотворцев. В инвесткомпанию «Финам» нередко обращаются с предложением купить или профинансировать «новый Google или “Мамбу”». «Оценивают они свои проекты, естественно, не ниже 1 млрд долларов. Работать с ними тяжело, выбрать нечто стоящее из их массы еще сложнее, — сокрушается эксперт фонда “Финам — ИТ” Леонид Делицын. — Мы ориентированы на покупку сложившихся компаний, которые уже продают определенный продукт. Группа мечтателей не интересна. Хотя если идея эксклюзивна, то можем подумать».

Болезнь роста может подкараулить в любой момент. Даже успешный проект со временем требует значительных вложений. Кстати, с данной проблемой столкнулись и создатели нашего свадебного портала. «Сайт развивался стихийно, имел большие каталоги, множество предложений товаров и услуг, но не имел четкой структуры, а дизайн не отличался уникальностью. Посещаемость стала падать, а вместе с ней и доходы от рекламы, — рассказывает эксперт, хорошо знакомый с ситуацией вокруг сайта. — Сегодня владельцы приняли решение меняться. Они делают некий аналог западного свадебного ресурса (Theknot.com), где есть все вплоть до планировщика свадеб, списка подарков, где заходящие могут выбирать подарки молодоженам». «Ребрендинг» сайта будет стоить около 10 тыс. долларов. «Здесь важно не потерять аудиторию, которая перейдет на обновленный сайт или новый портал. Ведь именно эти люди передают своим знакомым информацию о сайте и заполняют контент. Не исключено, что завтра на рынке появится ресурс, сделанный по западным аналогам, с четкой структурой и удобным интерфейсом, да еще и с большим бюджетом. Тогда владельцам не устоять без серьезных вливаний», — говорят участники рынка.

Зачастую проблемы возникают не из-за нежелания собственников ресурсов воплотить свои идеи в доходный бизнес, а от необходимости вкладывать значительные средства в создание и раскрутку сайта.

Как заработать малышам

Приносить деньги в интернете может практически любой проект, вопрос лишь в цене доступа. Для создания поисковой системы потребуются десятки миллионов долларов. Такие деньги есть не у всех, поэтому стоит обратить внимание на более бюджетные варианты. Например, онлайн-игры. Это не обязательно должен быть World of Warcraft. Для создания игры нужен «архитектор», который пропишет концепцию, диалоги героев. Нанимается также пара знакомых программистов с окладом 2 тыс. долларов в месяц. За год при желании такая мини-команда может сделать что-то стоящее, а общий бюджет составит около 50 тыс. долларов. Затем игру можно самостоятельно раскрутить или продать вместе с сайтом. Нельзя исключить и неудачу. «У меня есть приятель, который вложил собственные 3 млн долларов в игру, и еще ничего не закончено, проект в разработке», — рассказывает один знакомый руководитель интернет-проекта.

 Для выхода на рынок с медийным планом (это может быть новостной сайт, электронный журнал) можно обойтись и малой кровью. Корреспонденты, наполняющие контент и помещение редакции, в идеале нужны, но возможно обойтись и фрилансерами, пишущими с домашних компьютеров. Можно сделать гибридный проект «редакция плюс контент от пользователей». Однако для запуска такого СМИ в любом случае придется привлечь специалистов, которые разработают дизайн и займутся привлечением аудитории.

Совсем дешево стоят сайты, которые предлагают бесплатный или «взломанный» софт (например, Philka.ru). Законность их деятельности сомнительна, однако на деле придраться к ним сложно: на форумах этих ресурсов находятся лишь ссылки на западные файлообменные порталы, где рядовые пользователи хранят программы или ключи к ним. Живут такие ресурсы за счет рекламы, поскольку посещаемость бешеная. У интернетчиков есть коэффициент, который увязывает количество уникальных посетителей в день и рекламные доходы сайта в месяц. Как правило, он равен единице — то есть если на ваш сайт приходят 5 тыс. человек в день, то и доход от рекламы составит 5 тыс. долларов в месяц. Правда, коэффициент не универсален, для разных ресурсов он варьируется. В то же время продать такой сайт будет сложно. «У дикого бизнеса всегда есть сложности юридического плана, они и зарабатывают до тех пор, пока их никто не трогает», — констатирует Леонид Делицын.

Можно заняться и реальной торговлей — сделать интернет-магазин. Создать его несложно, затраты на торговые площади и большой склад не нужны, в крайнем случае можно просто покупать товар под заказ. Разработка приличного сайта магазина стоит в среднем 5–7 тыс. долларов. В некоторых компаниях могут согласиться и на 2 тыс., а другие и за 15 тыс. не возьмутся, все зависит от квалификации и раскрученности разработчиков. Важно помнить, что совмещать работу в интернет-магазине с чем-то еще сложно. Технический директор «Эксперт Online» Антон Ногинов приводит в пример семейную пару, сделавшую ресурс по продаже вина: «Им пришлось оставить прежние места работы, но они неплохо зарабатывают и в новом своем бизнесе». «Через интернет-магазины целесообразно продавать либо эксклюзивные и дорогие вещи, либо специальные, как, например, зап­части для тюнинга автомобилей или редкие книги. Можно сделать ставку и на виртуальные товары, продавая все тот же софт, игры, анимацию, доступ к базам данных», — делится опытом руководитель интернет-проекта Никита Трынкин.

Точно в цель

Наконец еще один путь для любителей заработать в Сети — пресловутый «Веб 2.0», главным свойством которого является участие пользователя в наполнении страниц и интерактивность. Наиболее яркие примеры: всем известный «Живой журнал» (ЖЖ), видеосервисы, на которые пользователь закачивает контент (YouTube.com), сетевые СМИ с «народными корреспондентами», всемирная энциклопедия Wikipedia.com, статьи в которой пишутся и редактируются посетителями. На них тоже можно зарабатывать. Дневники (блоги) и подобные им ресурсы, где пользователи публикуют свои мысли, рассказывают о своих интересах, эволюционировали до определенного уровня посещаемости и приносят реальные деньги.

 Сайты, на которых идет бурное обсуждение новой модели телефона или компьютера, — привлекательная площадка для рекламодателей. «Если сделать такой сайт и, раскрутив, выставить на торги рекламодателям, можно иметь успех. Развлекательные сайты вроде Fishki.net или Ziza.ru (с фото, приколами, видео и музыкой) могут брать лишь бешеной посещаемостью — здесь и клерки, и праздношатающаяся молодежь с домохозяйками, и вполне респектабельные господа, имеющие свободную минутку. Предпочтения этого сообщества неясны. Бизнес-модель узких ресурсов может стать полезной при разумном подходе. Если верно рассчитать целевую ­аудиторию, найти качественный контент, агрегировать его, сделать удобный дизайн, можно получить хорошую прибыль и с меньшей посещаемостью», — уверен Никита Трынкин.

Блоги и социальные сети начинают приносить заметные деньги, когда туда ходят от 2–5 тыс. человек в день. Хотя, если ресурс узкоспециализированный, реклама на нем может быть и дороже. «Какой-нибудь ресурс под названием “Крючочки и блесны” с описанием, на какую рыбу с какой блесной идти, с соответствующими форумами и прочими рассказами принесет доход и с 1,5 тыс. посетителей. Заработок пойдет от прямой рекламы продавцов оборудования, удочек», — рассуждает Леонид Делицын.

Еще один вид социальных сетей — сайты знакомств (Neznakomka.ru, Loveplanet.ru, Mamba.ru), они пришли к нам с Запада. Создатели «Мамбы» изобрели любопытный способ получения дохода, который до этого не использовал никто из российских коллег: клиенты могут поднимать свою анкету в общем рейтинге и делать ее доступной большему числу пользователей с помощью платных SMS. Данный сервис пользуется спросом у подростков и молодежи постарше и приносит владельцам большие деньги. Кроме того, «Мамба» дает возможность предприимчивым гражданам зарабатывать вместе с ней, организуя партнерский бизнес. Анкеты ресурса открыты и могут быть доступны с других интернет-порталов. Подключившись к «Мамбе», вы начинаете на своем сайте вывешивать объявления о знакомствах, поступающие из этой базы. Дальше задача заключается в привлечении на свой сайт людей, которые будут регистрироваться через вас на «Мамбе» и тратить деньги на продвижение вверх своих анкет. Система запомнит каждого, кто зарегистрировался на вашем сайте, и доход таких пользователей будет делиться между владельцами «Мамбы» и вами. «С “Мамбой” можно заработать и 2 доллара в месяц, и 5 тыс., — поясняет Леонид Делицын. — Пока человек тратит деньги в системе, будет идти доход. Если они уходят (взрослеют, женятся), уходит и доход. Типичный сервис для студентов». Раскрученный сайт-партнер при удачном стечении обстоятельств можно впоследствии продать за пару десятков тысяч долларов.

Компания Rorer представила новый продукт на российском рынке контекстной рекламы Дмитрий Лазарев: «К счастью, стало модно быть умным»
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.