Некурящая реклама
Госдума запретила рекламу алкоголя и табака на транспорте. Эксперты называют это избыточной мерой, а в Думу тем временем уже внесен проект полного запрета на рекламу табака
Госдума запретила рекламу алкоголя и табака на транспорте. Эксперты называют это избыточной мерой, а в Думу тем временем уже внесен проект полного запрета на рекламу табака.
Депутаты российской Государственной думы одобрили в первом чтении поправки в закон «О рекламе», запрещающие рекламу алкогольной и табачной продукции на всех видах общественного транспорта и на транспортной инфраструктуре. Инициатором законопроекта выступал комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству. «Газета.Ru» уже писала, что реклама алкоголя исчезнет из московского метро с 1 мая.
Поводом для доработки стало то, что сейчас в законе о рекламе нет прямого запрета на рекламу алкоголя на транспортной инфраструктуре.
Депутаты ждут, что запрет на рекламу сигарет и алкоголя в общественном транспорте, на вокзалах, в аэропортах и метрополитене поможет профилактике вредных привычек и снизит информационное воздействие на молодежь, сказала первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева, сообщает «Интерфакс». «Но, на мой взгляд, это лишь полумера. Необходимо ввести тотальный запрет на рекламу табачной и спиртной продукции», – считает депутат.
Впрочем, эксперты не разделяют таких радикальных взглядов властей на рекламу алкоголя. «Это избыточная мера», – считает пресс-секретарь Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. «Если мы посмотрим на историю рекламы алкоголя в России, то увидим, что с годами возможности для рекламы сокращаются, а требования ужесточаются. Единственное послабление – это разрешение рекламы алкоголя в печати с рядом ограничений. На наш взгляд, существующих ограничений достаточно», – говорит Добров.
Вряд ли запрет на рекламу алкоголя послужит «профилактикой вредных привычек», как надеется правительство. «Та же реклама в метро не направлена на привлечение новых потребителей, скорее, на перераспределение уже имеющихся покупателей между разными брендами», – рассуждает эксперт.
Поэтому принятые поправки можно рассматривать как достаточно популистские, и на алкогольную и табачную отрасли они существенно не повлияют. «Если планы правительства реализуются, то, конечно, кризис отрасли не произойдет. Эти ограничения коснутся только легальных производителей, которые и так переживают сейчас не лучшие времена.
Произойдет перераспределение бюджетов на места продаж и печатные СМИ.
Определить, как это может повлиять на продажи алкогольной продукции, очень сложно: на продажи влияет так много факторов, что выделить рекламу на транспорте очень тяжело», – рассуждает Добров.
Что касается рекламы табака, то предложение полностью запретить ее уже внесено в правительство. Как сообщает пресс-служба депутата Госдумы Владимира Мединского, 1 апреля в Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О рекламе».
Авторы нового проекта предлагают с 1 июля 2009 года вообще полностью запретить рекламу табачных изделий и сопутствующих им товаров за исключением мест их продажи.
Также законопроект запрещает бесплатную раздачу образцов табачных изделий в рекламных или иных целях, проведение рекламных акций в местах, в которых не допускается розничная продажа табачных изделий и сопутствующих товаров.
Такие радикальные предложения связаны с присоединением России к конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по борьбе с табаком. «Законопроект направлен на приведение законодательства РФ в соответствие с нормами Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21 мая 2003 года в части «полного запрета на всю рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий», – сообщает пресс-служба Мединского.
Однако и в этом случае депутаты придают своему законопроекту слишком большое значение.
Как уже писала «Газета.Ru», принятие конвенции не вынуждает правительство полностью запрещать рекламу табака.
«Конвенция носит рамочный характер, очерчивая основные направления законотворческой деятельности стран-участниц, оставляя за ними право выбора конкретных мер в области регулирования табачного рынка с учетом его национальных особенностей. Каждая страна индивидуальна, и практические решения, направленные на снижение воздействия потребления табака на здоровье, могут значительно отличаться друг от друга», – рассказал «Газете.Ru» директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
Поэтому сейчас эксперты не берутся прогнозировать судьбу предлагаемых поправок. Однако уже сейчас ясно, что вокруг них развернется масштабная лоббистская деятельность.
Наталья Ищенко