Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ


Регионы | 17 Мая 2011 | 14

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ
В статье рассмотрены особенности телесмотрения в Южном федеральном округе, а точнее, медиаособенности трех южных городов: Краснодара, Ростова-на-Дону и Ставрополя

Россия - огромная страна. Поездка от Москвы до Владивостока на поезде займет целую неделю. Кроме географических, есть политические, экономические, социальные и многие другие особенности, которые делают каждый регион нашей страны уникальным. Даже близко расположенные друг к другу города со  схожими природными условиями, степенью удаленности от центра, порой могут иметь совершенно неожиданные различия. В этой статье мы поговорим об особенностях телесмотрения в Южном федеральном округе, а точнее, - рассмотрим медиаособенности трех южных городов: Краснодара, Ростова-на-Дону и Ставрополя.

Прежде всего, отметим основополагающие характеристики выбранных городов, которые также будут влиять на специфику телесмотрения. Самым крупным городом из анализируемых является, безусловно, Ростов-на-Дону, который относится к «миллионникам» и по последней переписи 2010 года насчитывает 1089,9 тысяч жителей. Центр Южного федерального округа, Ростов-на-Дону имеет стратегическое положение: обеспечивает выход транспортных магистралей к пяти морям: Черному, Азовскому, Каспийскому, Белому и Балтийскому, потому его традиционно зовут «южной столицей России». Вторым по населению идет Краснодар, столица Кубани и Краснодарского края, его численность составляет 744,9 тыс. чел. Сегодня он является крупным промышленным и торговым центром Северного Кавказа. И, наконец, самый небольшой из выбранных городов - Ставрополь с населением 398,3 тыс. чел. – административный центр Ставропольского края и  бывшая столица Ставропольской Советской Республики (1918 г.).

Телесмотрение в этих городах ниже, чем в среднем по России: из них больше всего смотрят ТВ в Ставрополе (в среднем чуть более 4 часов в день) – примерно столько же, сколько среднестатистический россиянин (График 1). Еще меньше времени просмотру «голубого экрана» в начале 2011 года уделяли в Ростове-на-Дону и Краснодаре , хотя эти показатели также варьируются в районе 4 часов.

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Однако, если рассмотреть динамику телесмотрения в течение нескольких последних лет, то здесь уже обнаруживаются свои особенности в каждом отдельном городе (График 2). Так, фаворитом по среднему времени просмотра ТВ из трех городов Ставрополь является только в начале текущего года. В три предыдущих периода (2008-2010) телесмотрение там было значительно ниже, хотя и имело тенденцию к ежегодному небольшому приросту. Также этот показатель растет и в Ростове-на-Дону. Жители Краснодара, наоборот, все меньше времени проводят у телевизора.

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Сезонные колебания в анализируемых нами южных городах аналогичны общероссийской динамике, хотя не стоит забывать, что здесь жаркий сезон, традиционно связываемый с понижением телесмотрения, длится значительно дольше, чем в среднем по стране. Тем не менее, это не приводит к значительным провалам в середине года (График 3).

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Специфика каждого города проявляется в том числе и по развитости в городе  кабельного ТВ. Больше всего кабельные каналы смотрят в  Ставрополе: в 2010 году их охват составил 33%, то есть  фактически треть жителей города от 4 лет и старше не менее минуты провели хотя бы на одном из кабельных каналов. Вторым по развитости кабеля идет Ростов-на-Дону с охватом 24%, аналогичный показатель в Краснодаре составил лишь 12%.

Теперь рассмотрим, как в южных городах распределилось зрительское внимание среди телеканалов. И здесь особенно интересно положение тройки лидеров (График 4). Если по составу она ничем не отличается от большинства городов России, то вот в распределении мест есть свои особенности. Так, в Ростове-на-Дону безусловным фаворитом у телезрителей является Россия 1, чего нельзя сказать о двух других городах. А вот среди особенностей Ставрополя можно отмеить сильные позиции канала НТВ, доля которого составляет 18,5%. Вообще, если анализировать положение этого канала среди всех городов, измеряемых TNS, то по любви зрителей к НТВ Ставрополь стоит на третьем месте, уступая лишь Кемерово (19,5%) и Туле (18,6%). Соседний Краснодар имеет абсолютно противоположную тенденцию: доля телеканала НТВ здесь невероятно низка –  10,9%.

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

С распределением зрительского внимания в южных городах есть еще одна интересная особенность: совокупная доля «первой тройки» российского телевидения – Первого, России 1 и НТВ – держится выше 50% уже несколько лет подряд (График 5). Хотя по России в целом такая тенденция пошла на убыль еще в 2006 году. Особенно велико внимание телезрителей к этим трем каналам в Ставрополе, где их суммарная доля достигает 65%.

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Теперь обратимся к популярным сетевым каналам – СТС и ТНТ (График 6). В который раз поражает то, что, несмотря на, казалось бы, схожие условия, зрительские предпочтения жителей выбранных городов разительно отличаются. Так, канал СТС имеет достаточно высокую долю в  Ростове-на-Дону (9,4%), тогда как  в соседних Ставрополе и Краснодаре  предпочтение этому каналу отдают не более 5-6% телезрителей. В свою очередь в Краснодаре сильную позицию занимает телеканал ТНТ, чья доля (10,2%) превышает долю СТС почти в два раза и сопоставима с показателем вышеупомянутого НТВ (10,9%).

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Вкратце о программных предпочтениях телезрителей южных городов (таблица 1).  В топ-10 программ в каждом городе неизменно входят новости, причем если в Краснодаре и Ростове-на-Дону в этом жанре стандартно конкурируют между собой «Время» на Первом и «Вести» на России 1, то жители Ставрополя предпочитают узнавать о последних событиях в более свободной форме, выбирая «Чистосердечное признание» на канале  НТВ. Топ зрительских предпочтений этого города вообще отличается обилием сериалов  НТВ с характерным «суровым» содержанием. А вот безусловный фаворит Краснодара и Ростова-на-Дону - сериал России 1 «Институт благородных девиц», - занял в Ставрополе лишь 21 место с рейтингом 6%.

Из развлекательных программ в топы всех трех городов попал общепризнанный российский хит – ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. И лишь  в Краснодаре из развлекательного жанра попала еще одна передача «Давай поженимся!».

Также в «десятки» Краснодара и Ростова-на-Дону попал еще один жанр, представленный  всем известной детской программой «Спокойной ночи, малыши», занявший 7 и 8 строки соответственно. Интересно, что в том же Ставрополе эта программа заняла лишь 40 место с рейтингом 4,5%. Такие различия в программных предпочтениях ставропольцев являются логическим продолжением особенностей города, выделенных нами ранее: общий повышенный уровень телесмотрения и особый интерес к телеканалу НТВ, что в свою очередь диктует жанровое содержание топов.

Таблица 1. Топ-10 программ за I квартал 2011г.

Горячие особенности южного телесмотрения. Исследование АЦВИ

Резюмируя, хочется еще раз отметить, что наличие общих характеристик у регионов – будь то схожие климатические условия, численность населения или уровень экономического развития – зачастую соседствует с глобальными различиями в отдельных сферах. Все это непосредственно относится и к телесмотрению в том числе, и приведенный нами сравнительный анализ трех, казалось бы, таких близких и таких схожих городов – еще одно тому подтверждение. Все-таки человеческий фактор, включающий в себя и особенности истории региона, и его менталитет, и просто индивидуальные предпочтения телезрителей, встает выше любых просчитанных трендов.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии

Gotovchenko | 17.05.2011, 11:44
Ростов-на-Дону еще к Тихому океану обеспечивает выход. Да и Индийскому немного.
stanemte | 17.05.2011, 12:00
А Краснодар обеспечивает выход к Краснодарскому морю, да.
Qwerty | 17.05.2011, 17:08
Точно! :-)
Avdeev | 17.05.2011, 16:22
отличная статья! тема понравилась, надо будет учитывать такой анализ в своих последующих работах. спасибо!
Модератор | 17.05.2011, 16:34
Пост удален как некорректный.
host | 17.05.2011, 17:07
первые два тоже крайне некорректные, их тоже следовало бы удалить
Alex | 17.05.2011, 18:42
Господа, а что некорректного и за что удалять ? Использованы данные официального замерителя TNS Россия. Можете проверить у кого есть доступ. Если есть вопросы по данным - то это к ним. А статья хорошая с аналитической точки зрения!
Модератор | 18.05.2011, 11:40
Некорректность удаленного поста заключалась в оскорблении участников обсуждения статьи.
host | 18.05.2011, 11:54
а первые два поста просто оскорбляют автора ничего не говоря по существу. Просто мальчики самоутверждаются. Еще раз: предлагаю удалять такого типа посты как спам.
ИМХО | 18.05.2011, 12:58
Это просто ненавязчивый юмор, скрашивающий наше беспросветное, унылое существование))). Автора там никто не оскорблял.
host | 18.05.2011, 15:26
:-) Чтобы на работе было не уныло можно для разнообразия и поработать. Посмотрите во что sostav такие спамеры превратили, если их не останавливать, то они дружно сюда переберутся. Кстати я их не оскорблял - просто диагноз поставил путем проведения контент-анализ текста :-)
Модератор | 18.05.2011, 18:40
Трудно воспринять слово "олигофрены" иначе, нежели как оскорбление.
Anonymous | 20.05.2011, 10:33
:-) это нозология, О. Бывает в степени легкой дебильности, средней дебильности и т.д. Я имел ввиду первое :-)
Anonymous | 18.05.2011, 13:00
не понял - откуда видно, что это мальчики? могут быть девочки, дяденьки, тетеньки, дедушки...

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама