31 Августа 2016 | 12:56

Радиовещание в России: состояние и перспективы

AdIndex продолжает публикации с выдержками из докладов Роспечати. Настоящий материал открывает серию публикаций о показателях отрасли радиовещания

Согласно статистике ООН, сегодня в мире насчитывается более 51 тыс. радиостанций и более 2,4 млрд радиоприемников. В развитых странах возможность принимать программы радиостанций имеет не менее 75% всех домохозяйств.

Рис.1. Мировые показатели обеспеченности населения возможностью радиоприема.

По данным Роскомнадзора, по состоянию на начало 2016 года в реестре лицензий на вещание зарегистрировано 6896 действующих лицензий, из них 3408 лицензий на осуществление радиовещания, на 7% больше, чем было в 2014 году.

Количество действующих лицензий в 2010-2015 гг.

В 2015 году по сравнению с 2010 годом увеличилось и общее количество действующих лицензий реестра Роскомнадзора (на 942), и количество лицензий на право эфирного радиовещания (на 1158 лицензии). По сравнению с 2014 годом в 2015 году общее количество действующих лицензий уменьшилось на 46, а количество лицензий на право радиовещания увеличилось на 226.

Всего в 2015 году на 12 конкурсов (что больше, чем за последние 5 лет) была выставлена 191 частота (на 88 частот больше, почти в два раза, чем в 2014 г. – 103) в 62 городах России. В конкурсах участвовали 693 организации, в том числе 193 — на получение права осуществлять вещание на территории Крымского ФО.

Победителями были признаны 112 организаций (в 2014 — 86), из них 22 получили право работать на территории Крымского федерального округа. Всего было получено право осуществлять вещание в 57 городах Российской Федерации (для сравнения: в 2012 году — в 28, в 2013 году - в 59, в 2014 году — в 54). Поступления в Федеральный бюджет выплат за права осуществлять вещание с использованием конкретных радиочастот составили 281 252 000 рублей.

Больше всего новых частот появилось в пяти городах Республики Крым. Абсолютным лидером здесь стал Симферополь — в ходе конкурсов участники получили право осуществлять наземное эфирное вещание в Симферополе на 22 частотах и Севастополе — 18 частот.  Абсолютным лидером по числу выигранных на конкурсах частот стало ООО «Наше Радио», которое выиграло 13 частот в ходе 9 конкурсов (один выигранный конкурс дал право осуществлять наземное эфирное вещание сразу в 5 городах).  ООО «ПРОМЕДИА» получило право осуществлять наземное эфирное вещание на 12 частотах в результате победы в двух конкурсах, на которые были выставлены пулы по 6 частот в Республике Крым и в Севастополе. По 11 частот выиграли ООО «ВЭЙВ» и ООО «Русское Радио Иваново». Каждая компания стала победителем двух конкурсов, на которые были выставлены пулы из 6 и 5 частот, соответственно, в Республике Крым и Севастополе.  10 новых частот появилось у ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА», по 9 частот у ООО «Радио-Дача» и АНО «ТРК «Крым», у АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» — 8 частот. На 7 частот больше стало у ООО «Лав Радио сеть» и ЗАО «Региональный радиоканал», по 6 частот выиграли АО «ИД «Комсомольская правда» и ООО «ТРК «Медиапрофиль Крым». Еще 22 радиокомпании (в 2014 году было 15) получили в результате участия в конкурсах право осуществлять наземное эфирное вещание более чем на одной частоте.
Было выдано 608 новых лицензий на осуществление теле- и радиовещания, переоформлено 1754 и пролонгировано 870 лицензий.  Прекратилось действие 514 лицензий, что на 23% больше, чем в 2014 году.

Динамика конкурсов на различные радиочастоты.

В 2014 году каждая пятая частота была выставлена в Приволжском и Сибирском ФО, каждая шестая в ЦФО.

Соотношение выставленных на конкурс частот по Федеральным округам в 2015 году (%)

В 2015 году почти половина частот (47,6%) были выставлены на конкурс в Крымском федеральном округе; каждая восьмая — в Сибирском, каждая десятая — в Приволжском ФО, каждая четырнадцатая — в Северо-Западном и Центральном ФО.

Динамика количества частот, выставленных на конкурс в 2011-2015 гг.

Всего за пять лет (с 2011 по 2015 гг.) больше всего частот — 99 (каждая пятая частота), были выставлены на конкурс в Приволжском ФО. В Крымском ФО — 91 (за один 2015 г.), Сибирском ФО — 89 частот (каждая шестая частота), в Северо-Западном 72, 65 частот — в ЦФО, 54 — в ЮФО, 50 — в УФО, в ДФО — 34 частоты. В 2015 году наибольшее число частот были выставлены в Крымском, Сибирском и Приволжском федеральных округах.
Федеральная Конкурсная Комиссия определяет тематическую направленность концепций вещания выставляемых на конкурс радиочастот.

Тематическая направленность концепций вещания выставляемых на конкурс радиочастот

В 2011-2015 годах в радиовещании явно преобладают тематические концепции свободной направленности. Они составляли 64% от общего количества выставленных на конкурс частот с тематическими направленностями в 2011 г., 56% — в 2012 г. В последние три года эта тенденция усилилась — в 2013 и 2014 гг. конкурсы на частоты с концепцией свободной направленности составили 98%, а в 2015 году — 99%. И только одна частота была выставлена на конкурс с тематической направленностью «Литература».

Основной фактор влияния на отрасль в 2015 году — экономико-политическая ситуация в стране, что придало свои особенности активности участников сектора радиовещания.

2015 год был богат событиями на радийном рынке. Продажа и покупка частот, смена собственников, переформатирование, запуск новых проектов — эти и другие события стали знаковыми для крупнейших радиохолдингов.

  1. Входящий в «Газпром-Медиа» холдинг ВКПМ 16 марта 2015 официально запустил новую музыкальную радиостанцию на частоте информационного радио «Сити FM». Новый проект получил название Like FM.
  1. Громким событием стало объявление о продаже пакета акций «Русской медиагруппы» (78%) компанией «ИФД-Капиталъ», принадлежащей Леониду Федуну и Вагиту Алекперову. ФГУП «Госконцерт» планировал создать на базе РМГ патриотический музыкальный медиахолдинг, что вызвало неоднозначную реакцию в музыкальной индустрии. В октябре 2015 г. появилась информация, что покупателем 78% акций РМГ станет ВТБ, который ранее выступал в роли кредитора. Среди претендентов была и группа продюсеров во главе с Иосифом Пригожиным.

  2. В апреле 2015 структуры владельца «Руснефти» Михаила Гуцериева купили крупнейшую независимую радиостанцию «Шансон». Бизнесмену уже принадлежат «Весна FM», «Восток FM» и «Столица FM». В прошлом году они вошли в медиагруппу «Изюм», тогда как проекты Krutoy Media (Love Radio, «Радио Дача» и «Такси FM») и «Говорит Москва» (на частоте RU.FM) остались самостоятельными компаниями.

  3. 23 ноября 2015 Европейская медиагруппа анонсировала запуск мультимедийного развлекательного портала Chameleon, включающего в себя радиостанции, эксклюзивные видеопроекты и редакционные материалы.

  4. ЕМГ продала московскую частоту — 89,9 FM, на которой вещала радиостанция «Кекс FM». C 30 октября 2015 на этой частоте начала вещание радиостанция «Страна FM», запущенная бывшими владельцами радио «Шансон». Радиостанция «Кекс FM» продолжает вещать в Санкт-Петербурге и в интернете в рамках нового мультимедийного, проекта ЕМГ — Chameleon.fm.

  5. В октябре 2015 года ЕМГ объявила о продаже частоты, на которой вещало «Радио Рекорд» в Москве. Новыми собственниками частоты 98,4 FM в Москве стали совладельцы Уральской горно-металлургической компании (УГМК).

  6. В конце ноября на частоте 98,4 FM в Москве запущена радиостанция «Новое радио», команду которого сформировали бывшие сотрудники «Русского радио». В дальнейшем на базе станции планируется создание федерального радиохолдинга. Владельцы радиостанции покупают сеть компании «Диадема» — партнера ВГТРК, который работает в 15 крупных городах, большинство из которых входит в панель TNS. Эксклюзивным продавцом рекламных возможностей радиостанции стал Vi.

  7. В 2015 году в рамках радиовещательного проекта МИА «Россия сегодня» в Крымском Федеральном Округе началось вещание радио «Россия Сегодня» в FM-диапазоне и онлайн, которое осуществляется 24 часа в сутки и охватывает 90% территории полуострова, охватывая все крупные города и ключевые магистрали между ними. Онлайн-трансляция вещания ведется на дочернем флагманском сайте «РИА Новости» - «РИА Новости Крым» (crimea.ria.ru).

Из других значимых событий в жизни радиостанций можно выделить следующие:

• Впервые с 2007 года была разыграна московская частота. Победителем стала «Радио Книга» с концепцией литературного вещания. Это единственная радиостанция, пожелавшая занять частоту 105 МГц. Вещание началось 24 марта 2016 года.
• Объединенная редакция московских СМИ «Москва медиа» запустила Capital FM, заменившую работавшую ранее на этой частоте Moscow FM.
• Радиостанция «Серебряный Дождь» продала свое фирменное мероприятие «Серебряная Калоша», теперь права на его проведение получил продюсерский центр «Andrey Fomin Production».
• С января 2015 года Vi стал эксклюзивным продавцом рекламных возможностей радио «Звезда».

Структура радио холдингов

Холдинг

Станции

ВГТРК

«Радио России», «Маяк», «Радио России. Культура», «Вести FM»

«Европейская Медиа Группа»

«Европа Плюс», «Дорожное радио», «Ретро FM», «Радио 7 на семи холмах», «Спорт FM»

«Русская Медиагруппа»

«Русское Радио», DFM, «Радио Монте-Карло»,
Hit FM, «Maximum»

«Газпром-Медиа »

«Авторадио», «Юмор FM», «Радио Energy», «Радио Romantika», «Эхо Москвы», Like FM, «Детское радио», Relax FM, Comedy Radio

Krutoy Media

Love Radio, «Радио Дача», «Такси FM»

«Мультимедиа Холдинг»

«Наше Радио», «Радио Best FM», Rock FM, «Радио Джаз»

«Румедиа»

Business FM, «Радио Шоколад»

«Изюм»

«Столица FM», «Весна FM», «Восток FM»

«Москва Медиа»

Capital FM, «Москва FM», «Радио Москвы»

 

В девять холдингов входит 38 радиостанций. Самым крупным по числу радиостанций сейчас является «Газпром-Медиа» с 9 радиостанциями. По 5 радиостанций входят в ЕМГ и «Русскую Медиагруппу». В холдинги ВГТРК и «Мультимедиа Холдинг» — по четыре радиостанции.
Krutoy Media, «Москва Медиа» и «Изюм» имеют по три радиостанции, у «Румедиа» — 2 радиостанции.

Распределение аудитории радиохолдингов в России

* в 2014г. в составе ЕМГ учитывалось Радио Рекорд, в 2015 данные по Радио Рекорд отнесены в категорию «прочие»
Источник: TNS Россия. Radio Index-Россия (города с населением 100 тыс.+). Июль-Декабрь 2014/Июль-Декабрь 2015. Аудитория измеряемых сетевых станций, входящих в холдинги. AQH Share, пн-вс, 00:00-24:00

 

В 2015 году на первом месте по доле аудитории холдингов в городах России у ЕМГ (25%), на втором месте — аудитория радиостанций «Газпром-Медиа» (15,8%); на третьем — ВГТРК (12,5%), «Русская Медиагруппа» на четвертом месте – 12,4%. У радиохолдинга Krutoy Media доля составила 8,4%, у «Мультимедиа Холдинга» — 2%, у «Румедиа» — доля аудитории 1,15%. По сравнению с 2014 годом доли аудитории холдингов уменьшились в 2015 году, за исключением Krutoy Media, доля аудитории которого увеличилась на 1,2 %.

Доля аудитории радиостанций, которые не входят в эти холдинги (прочие), в 2015 году составила 22,8%, больше, чем в 2014 году почти на 3% (2014 г. — 20,1%).

Распределение аудитории радиохолдингов в Москве

Источник: TNS Россия. Radio Index-Москва. Октябрь-Декабрь 2014/Октябрь –Декабрь 2015. AQH Share, пн-вс, 06:00-24:00

В Москве доля аудитории холдингов в 2015 году распределилась следующим образом:
Первое место у «Газпром-Медиа», доля аудитории радиостанций которого составила 23,4%, затем ЕМГ (14,2%), на третьем месте радиостанции ВГТРК (12,4%), потом РМГ с 10%, и пятое место у «Мультимедиа Холдинга» — 7,8 %. У радиохолдинга Krutoy Media доля аудитории радиостанций составила 5,1%, у «Румедиа» — доля аудитории 3,5%, у холдинга «Изюм» – 1,1%.

По сравнению с 2014 годом доли аудитории у всех холдингов уменьшились, а доля радиостанций, входящих в категорию «Прочие» увеличилась на 4,2% и составила 21,9%. Доля аудитории 38 радиостанций, входящих в радиохолдинги, составила в 2015 году 77,2% российской аудитории и 78,1% радиоаудитории в Москве. Количество московских и санкт-петербургских сетевых станций, осуществляющих ретрансляцию своих радиопрограмм в регионы, в минувшем году не изменилось.
В 2015 году в России по-прежнему насчитывалось 27 измеряемых в течение всего года национальных сетевых станций.

Динамика роста количества сетевых станций, измеряемых в течение года (данные TNS)

 

Динамика роста количества сетевых станций в отдельных городах в 2015 году (данные TNS)

В течение 2015 года не было и заметного расширения числа сетевых радиостанций в отдельных городах. По 3 новых сетевых станции начали вещание в Новосибирске («Радио 7», «Наше радио» и «Радио Рекорд») и Тольятти («Мир», «Наше радио» и «Радио для друзей»), в других крупных городах таковых было не более двух. По данным TNS в 6 городах появились по 2 сетевых радиостанций: в Белгороде — «Комсомольская правда» и «Радио для друзей»; в Омске — «Мир» и «Вера»; в Екатеринбурге — «Радио Звезда» и «Вера»; в Уфе — «Радио Энерджи» и «Юмор FM»; в Саратове — РСН и «Романтика»; в Ростове-на-Дону — «Комсомольская правда» и «Business FM».

Самое большое количество сетевых радиостанций в 2015 году зафиксировано в Екатеринбурге — 36, доля аудитории которых составила 68%. В Нижнем Новгороде — 28 сетевых радиостанций с долей 92% среди всей аудитории радио города; в Новосибирске вещают 23 сетевых радиостанции, доля аудитории которых составляет 82 %.

Развитие сетей московских и петербургских радиостанций продолжается, но темпы прироста незначительны. Примечательно, что появившееся в конце ноября 2015 года в московском эфире «Новое радио» уже имеет 25 точек вещания в РФ и 6 за рубежом. Активно развивается и сеть Comedy Radio (+21). Значительно выросло за год количество точек вещания у «Дорожного радио» (+ 52). «Радио Дача» (+41), «Energy» (+26), «Авторадио» (+23) и «Нашего радио» (+21).

Региональные сети московских и санкт-петербургских радиостанций

 

Радиостанция

Количество точек вещания в России
в 2015 году

Количество точек вещания в России
в 2014 году

2015/2014

1

Радио России

1451

1437

+14

2

Авторадио

324

301

+23

3

Дорожное Радио

321

269

+52

4

Европа Плюс

295

280

+15

5

Русское Радио

286*

276

+10

6

Маяк

236

236

0

7

Радио Шансон

207

227

-20

8

Ретро ФМ

207

192

-15

9

Радио Дача

199

158

+41

10

Юмор ФМ

159

148

+11

11

Love Radio

128

131

-3

12

DFM

98*

90

+8

13

Радио Рекорд

90

86

+4

14

Милицейская Волна

88

93

-5

15

Хит ФМ

87*

90

-3

16

ENERGY

83

57

+26

17

Наше Радио

73*

52

+21

18

Радио Ваня

69*

73

-4

19

Радио 7

69

62

+7

20

Мир

49*

43

+6

21

Вести ФМ

46

31

+15

22

Спорт ФМ

38

42

-4

23

Эхо Москвы

38

37

+1

24

Радио Звезда

35

26

+6

25

Серебряный Дождь

33

42

-9

26

Комсомольская правда

33

25

+8

27

Детское радио

32

27

+5

28

Новое радио

25

-

+25

Из 42 радиостанций, представленных в таблице, у 29 в 2015 году увеличилось количество точек вещания (от 52 до 1), у 9 радиостанций – уменьшилось: на 20 точек вещания стало меньше у Радио «Шансон», на 15 – у «Ретро FM», на 9 точек меньше – у «Радио на двоих», у Серебряного дождя». У остальных количество точек вещания уменьшилось на одну-пять. У четырех радиостанций количество точек вещания в 2015 году не изменилось.

В 2015 году пятерки лидеров по суточному охвату аудитории в национальном масштабе в разных возрастных группах выглядели следующим образом:

 

По сравнению с 2014 годом сменились лидеры в двух ключевых возрастных группах. В возрастной категории 30-39 лет «Европа Плюс» потеснила «Русское радио», а в категории 40-49 — «Ретро FM» опередило лидировавшее прежде «Авторадио». Стабильны предпочтения только в возрастной группе 50+. Появившаяся в 2014 году в пятерке лидеров в «младших» возрастных группах (12-19 и 20-29 лет) радиостанция NRJ уступила место соответственно «Юмор FM» и DFM.

Число локальных радиостанций с собственным программированием за минувший год немного выросло. По состоянию на 31 декабря 2015 года количество станций со 100% собственным программированием в России (включая Москву и Санкт-Петербург) увеличилось на 23 по сравнению с 2014 годом и составило 477, (до этого в течение двух лет их было 454, в 2012 году — 441, в 2011 — 430).

Число радиостанций с собственным программированием 2011-2015 гг.

Еще 223 (231 в 2015 году, 228 в 2014 году) действующих станций производят самостоятельный контент не круглосуточно, а в определенные отрезки времени. Всего 700 радиостанций в России собственный программный продукт, что на 15 радиостанций больше, чем в 2014 году.

Количество радиостанций с полностью собственным программированием в федеральных округах РФ (по данным ФНР) в 2015 году стр 36

Самое большое количество радиостанций со стопроцентным собственным вещанием находятся в Центральном (106 станций, на 8 больше, чем 2014 г.) и в Приволжском (90, на 1 меньше) Федеральных округах. Меньше всего таких радиостанций - в Дальневосточном (35, на 1 больше) и Северо-Кавказском (34, на 1 больше). Впервые зафиксированы радиостанции с собственным вещанием в Крымском Федеральном округе

В 2015 году продолжалось развитие сетей региональных радиостанций, не имеющих «флагманской» станции в Москве или Санкт-Петербурге. К ним относятся, например, крупные региональные радиостанции, расширяющие зону вещания в своем регионе. В 2015 году насчитывалось 27 таких радиостанций. Абсолютный лидер среди них — «Радио Югра», имеющее 122 точки вещания на территории Ханты-Мансийского автономного округа (Югры), а также в Тюмени. Другие значимые вещатели — «Радио Саха» (68 точек вещания в Якутии), «Радио Ямала» (46 в Ямало-Ненецком автономном округе), «Пурга» (42 на Чукотке), «Первое радио» (39 в Краснодарском крае), «Радио Болгар» (39 в Татарстане), «Спутник FM» (39 в Башкирии), «Моя Удмуртия» (25 в Удмуртии), «Казак FM» (26 в Краснодарском крае и в Адыгее), «Радио 7 Тюмень» (23 в Тюменской области), «Радио Марий Эл» (23), «Север FM» (18 точек вещания в Ненецком автономном округе и в Мурманске), «Канал Воскресение» (17 в Свердловской области).

Из региональных радиостанций, расширяющих зону вещания в своем регионе и за его пределами, лидирует «Радио Сибирь» — 23 действующих передатчика. Сегодня его можно услышать уже в 9 сибирских регионах России. По числу точек вещания чемпион «Радио Юлдаш» — 50 точек вещания в Башкирии и трех областях РФ. 30 действующих передатчиков у «Норд FM» - в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах и Свердловской области, 27 — у «Мария FM» из Кирова, которая присутствует еще в Нижегородской и Калининградской областях, Чувашии и Татарстане. 14 точками владеет «Татарское радио» (Татарстан, Пермский край и 4 российских области).

Из радиостанций, работающих без выхода в FM-диапазон, но расширяющих свое присутствие в других регионах, следует отметить санкт-петербургское «Радио Ваня» с 69 точками вещания и московское «Радио Мир», имеющее 49 точек вещания по стране.

Кроме того, 33 действующие точки вещания имеет московское «Радио Радио», представленное нескольких краях и областях, 20 точек вещания в 12 регионах России у столичной радиостанции «Пионер FM». 13 действующих передатчиков имеет «Хорошее радио» (Краснодарский край, Кемеровская, Пензенская, Ростовская, Свердловская, Тверская, Ульяновская области). Из новых проектов, развивающихся по этой модели, заметно радио нового регионального формата «Радио для друзей», организованное ЕМГ и сейчас присутствующее уже в 8 городах.

Что касается российского радиовещания за рубежом, то оно незначительно сократилось за счет радио Ретро ФМ, у которого стало на 2 точки вещания меньше. Хотя российское радио по-прежнему широко представлено в странах ближнего зарубежья.

Радио Sputnik, входящее в мультимедийную группу Sputnik (МИА) «Россия сегодня» вместе с новостным агентством, осуществляет круглосуточное вещание более чем в 20 странах. Sputnik включает в себя сайты, аналоговое и цифровое радиовещание для местной аудитории, мобильные приложения и страницы в социальных сетях.
Радиостанция «Орфей» продолжила работу в 2015 году по увеличению охвата и расширению зарубежной аудитории по линии Европейского Вещательного союза (EBU). В 2015 году радиовещательные организации уже из 30 стран запросили для размещения в своем эфире значительное количество продукции, производимой Российским государственным телерадиоцентром (РГМЦ), в состав которого входит «Орфей». Общее количество трансляций составило в 2015 году 227 (на 76 больше, чем в 2014 году), общее время размещенной продукции увеличилось до 291 часов, что на 78,4 часа больше, чем в прошлом году. Наибольший объем трансляций продукции РГМЦ в 2015 году был зафиксирован в Швеции, США, Австралии, Эстонии, Хорватии и Румынии.

И наконец, в прошлом году состоялся запуск нескольких русскоязычных радиостанций в Европе (во Франции, Испании и в Лондоне).

Какие способы таргетирования видеорекламы считают приемлемыми российские интернет-пользователи Digital-среда: главные новости
Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru