Особенности развития региональных рынков печатных СМИ


Каналы | 26 Июля 2016

Особенности развития региональных рынков печатных СМИ
Очередная публикация выдержек из доклада Роспечати о состоянии российской периодической прессы в 2016 году рассказывает о положении отрасли в регионах страны

Необходимые изменения на региональных рынках российских медиа идут непросто и сопровождаются тратой немалого количества бюджетных средств. По данным Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ), в региональных бюджетах на 2015 год на поддержку СМИ совокупно было заложено 36,2 млрд руб., вместо 33 млрд руб. годом ранее. Москва на эти цели закладывала 11,2 млрд руб. (0,7% бюджета), Московская обл. – 3,56 млрд руб., но лидерами по росту расходов на СМИ в расчете на душу населения стали Тюменская обл., Якутия и Ямало-Ненецкий автономный округ. Последний регион тратил больше всех – около 5,5 тыс. руб. в год на каждого из 43-х тыс. своих жителей, в том числе 236 млн руб. на печатные СМИ.

По данным Минфина России, расходы субъектов Российской Федерации по статье «СМИ» к октябрю 2015 года выросли на 422 млн руб. (с 36,158 млрд до 36,58 млрд руб.). Рост наблюдался в 42 регионах страны, а снижение – в 40. В бюджетах Калмыкии, Чувашии, Коми, Северной Осетии, Кемеровской области статья расходов на информирование населения отсутствовала вовсе.

В региональных бюджетах на 2016 год цифры затрат СМИ не сильно изменились. Республика Башкортостан, например, за 2015 год сократила расходы на СМИ и продолжила их оптимизацию, начатую 15 декабря 2014 года, в итоге все печатные СМИ оказались объединенными в единый медиахолдинг.

Но хотя по итогам реформирования государственного сектора СМИ и полиграфии оптимизация затрат составила 67,1 млн. руб, падение тиражей продолжилось. Если в 2013 году совокупный среднеразовый тираж всех печатных изданий Башкортостана составлял 546,35 тыс. экз., то в 2014 году – 475,29 тыс. экз. (минус 13%, или 71,06 тыс. экз.), а в 2015 году – 391 тыс. экз. (минус 18%, или 84,29 тыс. экз.).

Количество печатных СМИ тоже сокращается. К началу 2016 года в Республике Башкортостан было зарегистрировано 521 печатное и электронное издание различных форм собственности, включая 176 государственных изданий. В том числе 379 печатных, хотя в 2008 году в регионе работало 430 печатных СМИ. Схожая ситуация наблюдается в соседнем Татарстане и прочих регионах страны.

Очень значимая тенденция – господдержка развития сетей розничного распространения газет и журналов не только как объектов торговли, но и как носителей социальной рекламы, в том числе на пропаганду чтения и читающего образа жизни среди молодежи.

Хотя пока бюджетные субсидии на указанные цели в 2015 году выделялись лишь в Воронеже и Липецке, а внебюджетные меры применялись в Архангельской, Калининградской и некоторых других областях.

Государственная поддержка региональных и местных печатных СМИ за счет средств федерального бюджета в 2015 году выросла – на эти цели было дополнительно выделено 300 млн руб. (270 млн с учетом секвестра). Финансовая поддержка в размере 270 739,5 тыс. руб. была оказана на реализацию 756 проектов в 502 изданиях. Распределение средств осуществлялось на конкурсной основе, а количество региональных и локальных изданий, получивших федеральную финансовую поддержку, в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось в 2,3 раза. Во столько же вырос и средний размер субсидии для этой категории изданий.

Всего в 2015 году в Роспечать поступило 1029 заявок на получение государственной поддержки на реализацию социально значимых проектов в печатных СМИ. Общая сумма государственной поддержки таких проектов из средств федерального бюджета составила 337 023 300 руб., в том числе, 45 млн руб. дополнительно выделенных на информационную поддержку мероприятий Года литературы в Российской Федерации. Всего по решению Экспертного совета Роспечать в 2015 году поддержала 941 социально значимый проект в 645 федеральных, региональных и местных печатных СМИ. В том числе, 55 835 100 руб. получили 123 периодические печатные издания с государственной формой собственности, и 337 023 300 руб. - 522 периодические печатные издания с негосударственной формой собственности. Общий объем проектов составил 46 624,4 полос АЗ в 461 газете и 3 875,9 печатных листа в 184 журналах.

Кроме того, в стране существуют формы непрямой государственной поддержки периодических печатных изданий и книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой, закрепленные законодательно. Преимущественно это определенные налоговые и таможенные льготы.

Тем не менее многие издания не выдержали обстановки кризиса вкупе с падением интереса к чтению у населения. Например, в Саратовской области из 18 областных газет осталось 6. В Кировской области из 38 редакций районных газет к началу 2016 года осталось 11.

В стране повсеместно ускоряется естественный рыночный процесс – реорганизуются или закрываются те издания, которые не смогли удержаться на перенасыщенном и конкурентном рынке СМИ.

Те же медиа, которые используют онлайн-возможности, зачастую должны перестраивать свой бизнес. В частности, один из крупнейших региональных медиа-холдингов России – ИД «Алтапресс» (Алтайский край) запускает свое телевидение и делает часть материалов на своем сайте платными.  И хотя падение доходов от рекламы в газетах холдинга в 2015 году составило 26%, а снижение тиражей – 8%, несмотря на это и бушующий кризис, по сравнению с 2014 годом «Алтапресс» увеличил доходы на 5,4%, сохранив прежний уровень расходов.  В 2015 году портал altapress.ru занимал устойчивую первую позицию среди всех интернет-ресурсов края, а число его уникальных посетителей за год увеличилось в 1,5 раза, превысив 700 тыс. в месяц. Число просмотров за год выросло в 3 раза и достигло почти 9 млн в месяц (данные счетчика mail.ru). Доходы онлайн-ресурсов «Алтапресс» выросли на 32,7%.

В конце ноября 2015 года фонд «Медиастандарт» опубликовал рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации, так называемый «Индекс развития медиасферы», подготовленный по заказу Комитета гражданских инициатив (КГИ). Для его расчета было использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на 5 подиндексов. 1). – состояние инфраструктуры и среды для работы СМИ (10 индикаторов); 2). – влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ (10 индикаторов); 3). – уровень доступа к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию (11 индикаторов); 4). – состояние самих СМИ (11 индикаторов); 5). – состояние медиаконтента (8 индикаторов).

Индикаторы рассчитывались на основе публичной региональной и федеральной статистики, и специально собранных для этого исследования статистических данных различных организаций (агентство «Standard&Poor’s», Ассоциация распространителей печатной продукции, Ассоциация независимых региональных издателей, проект «Госзатраты» и др.), экспертных оценок и массового социологического опроса во всех регионах страны (всего опросили 34 тыс. человек).

Значения групп в индексе развития медиасферы следующие:

А – Положительный уровень. Развита инфраструктура, власть и бизнес активны во взаимодействии с обществом через СМИ, есть большой запрос на качественную информацию.

В – Удовлетворительный уровень. Есть необходимая инфраструктура, бизнес и власть

в разной степени активны во взаимодействии с обществом через СМИ. У аудитории снижен спрос на качественную информацию, а независимые СМИ испытывают ограничения.

С – Неудовлетворительный уровень. Слабая инфраструктура, бизнес и власть неактивны во взаимодействии с обществом через СМИ. Низкий спрос у населения на качественную информацию. Независимые СМИ функционируют плохо или подавляются.

D – Критический уровень. Слабая инфраструктура для функционирования института СМИ. Организации пассивны во взаимодействии с обществом через СМИ. Независимые СМИ подавляются. В регионе не зафиксирован запрос от аудитории на качественную информацию.

Источник: Медиастандарт

По результатам исследования, продолжавшегося почти 2 года, все регионы разделились на четыре группы:

- рейтинг «А» получили восемь регионов с положительным состоянием института массовой информации (города Москва и Санкт-Петербург, Калининградская, Новосибирская, Свердловская области, Красноярский край, Республика Татарстан и Ханты-Мансийский АО – Югра);

- рейтинг «B» получил 31 регион с удовлетворительным уровнем института массовой информации (Московская, Тюменская, Челябинская, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Омская, Оренбургская, Саратовская, Сахалинская Томская, Тульская, Ярославская области, Камчатский и Красноярский края, Ненецкий АО, республики Башкортостан, Карелия, Коми и Саха (Якутия);

- рейтинг «C» пришлось присвоить 37 регионам с неудовлетворительным состоянием института массовой информации (город Севастополь, Алтайский, Ставропольский и Забайкальский края, Амурская, Астраханская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Еврейская автономная, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Магаданская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Ульяновская области, республики Алтай, Дагестан, Крым, Марий Эл, Мордовия, Северная Осетия – Алания, Хакасия, Чувашия и Чукотский АО), но 6 регионов-лидеров группы (Ростовская, Рязанская, Смоленская, Ульяновская области, Ставропольский край и город Севастополь) были выведены за рамки общего рейтинга из-за недостатка сопоставимой статистической информации (запросы аудитории в Севастополе на уровне «А», а в Крыму – на уровне «D»);

- рейтинг D исследователи присвоили 9 регионам с критическим уровнем состояния института массовой информации (Брянская область, республика Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Тува и Чеченская).

Таким образом, исследование показало, что только в 39 регионах страны наблюдается достаточный уровень для полноценного функционирования института массовой информации, тогда как в остальных 46 в лучшем случае развиты отдельные аспекты этого института, а в некоторых из них состояние института СМИ вообще вызывает большие опасения.

Рисунок 2. Карта индекса развития медиасферы в Российской Федерации

Особенности развития региональных рынков печатных СМИ

Источник: Медиастандарт. Стр 40

При этом в каждом регионе большинство населения все-таки доверяет местным и региональным медиа. Наименьший уровень доверия в Ингушетии (52%), Дагестане (58%), Москве и Карелии (59%), а в лидирующем по этому показателю Ямало-Ненецком округе региональным СМИ доверяют 84% респондентов. В некоторых регионах был зафиксирован высокий уровень критических настроений к получаемой информации: то есть люди часто считают, что их обманывают или говорят не всю правду. Лидируют по критическому отношению к получаемой информации Санкт-Петербург (48%), Москва (46%) и Калининградская область (44%), получившие рейтинг «А». Наименее критичны к получаемой информации жители Чечни (24%), Чукотского АО (26%) и Тывы (27%).

Интересно и то, что в лидерах по потреблению новостей из интернета оказались регионы с разным уровнем развития медиасферы: Ивановская область (81% респондентов ежедневно пользуется интернетом более 1 часа), Калмыкия (80%) и Санкт-Петербург (78%). Также не просматривается прямой обратной зависимости между потреблением интернета и телевидения. Например, Санкт-Петербург находится на 83 месте по интенсивности смотрения ТВ, а Ивановская область – на 4 месте. По разнообразию потребляемых медиа (телевидение, радио, пресса и интернет каждый или почти каждый день) лидируют Ямало-Ненецкий АО (60% респондентов), Москва (57%), Санкт-Петербург, Свердловская область и Севастополь (56%).

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.

последние публикации

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 8945

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама