10 Июня 2025 | 12:10

Потребительский тренд No Buy добрался до России

Почти половина россиян планируют сократить объем покупок в этом году. Маркетплейсы оказались на первом месте среди сервисов, от которых россияне хотели бы отказаться

Картинка Потребительский тренд No Buy добрался до России
istockphoto.com

Почти половина опрошенных россиян (48%) хотели бы сократить объем потребления и покупок в течение 2025 г. Еще 35% не определились, 17% — не планируют менять свои покупательские привычки, согласно данным опроса Anketolog.ru.  

В списке сервисов, от которых россияне хотели бы отказаться в ближайший год, лидируют маркетплейсы — 29%, доставка еды — 18% и такси — 18%. 

Однако эти категории занимают топ-3 сервисов, которыми опрошенные пользуются регулярно (не менее двух раз в месяц): маркетплейсы — 73%, такси — 34% и доставка еды — 33%. Чаще всего россияне отказываются от сервисов, связанных с импульсивными тратами и немедленным удовлетворением потребностей. Поэтому в первую очередь респонденты стараются сократить свои траты на онлайн-шопинг, доставку еды, походы в рестораны и кафе, напитки навынос и такси.

При этом 14% опрошенных пошли еще дальше — они удалили приложения маркетплейсов, доставки и такси со своих смартфонов, чтобы снизить соблазн спонтанных заказов.

Тренд No Buy («Без покупок») набрал популярность в соцсетях в прошлом году. Он выступает за осознанное потребление и выступает за сокращение необдуманных покупок. В списке возможных ограничений: отказ от кофе с собой, от доставки еды, от декора для дома, от покупки косметики или поездок на такси.

Однако в России большинство (77%) даже не слышали об этом движении. При этом почти половина опрошенных (46%) уже стараются ограничивать свои спонтанные покупки и бороться с гиперпотреблением, а еще 31% задумываются об этом.

В качестве положительных факторов тренда No Buy опрошенные выделили возможность ограничивать и контролировать траты — 67%, переход от спонтанных покупок к планированию — 60%, вклад в экологию и осознанное потребление — 36%, возможность разобрать свои вещи — 33% и закрыть кредиты — 21%.

Абсолютное большинство (77%) опрошенных в целом задумываются о сокращении своих покупок. Замечают сокращение покупок среди своего окружения 40% респондентов. 

При этом 51% респондентов отметили, что редко, но все же делают спонтанные покупки, а 33% — время от времени. Около 12% россиян всегда тщательно планируют свои покупки. Что касается шопоголизма, то большинство россиян (70%) уверены, что у них нет зависимости от покупок. Однако 12% все же признали, что такая проблема у них есть.

В случае необходимости экономить респонденты в первую очередь сократят расходы на развлечения (кино, кафе, концерты) — 56%, услуги красоты — 39%, косметику — 32%, путешествия — 29% и товары для хобби — 27%.

Россияне не будут экономить на продуктах питания — 66%, медикаментах — 51% и коммунальных услугах — 45%.

Опрос провели на панели Anketolog.ru среди 2 тыс. россиян старше 18 лет в марте 2025 г.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Media Instinct №1 Медиабайеры 2024
2 Сбер Рекламодатель №1 2024
3 Realweb Digital Index 2024
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.