«Нарзан» может перейти к владельцу «Ессентуков»
В последние годы «Нарзан» терял долю рынка и снижал обороты
Производитель минеральной воды «Нарзан» может перейти под контроль структур, связанных с «Холдинг Аква», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники на рынке. На конец 2020 г., по данным отчетности компании, 100% АО «Нарзан» принадлежало Владимиру Бородавкину. О возможной сделке свидетельствует и смена руководства в компании: в начале декабря гендиректора Алексея Зобкова, занимавшего эту должность с 2014 г., сменил Илья Якунин.
Новый руководитель АО может представлять интересы «Холдинг Аква» или владельцев компании, считают источники издания. По данным профиля Якунина в Linkedin, он работал советником гендиректора «Холдинг Аква», в том числе занимался структурированием сделок M&A и переговорами с владельцами активов. Один из собеседников издания сообщил, что ранее «Нарзан» приостанавливал отгрузки, но после смены гендиректора возобновил.
В данном случае под контроль топ-менеджера может попадать расходование средств, которые предоставляются в долг потенциальным покупателям, а потом могут конвертироваться в доли, а также процесс ведения due diligence, считает управляющий директор Peregrine Capital Дмитрий Габышев.
В «Холдинг Аква» входят бренды «Ессентуки» №4 и №17, «Родные озера» и «Славяновская». Компания на 75% принадлежит ООО «Аква инвест», а в ней 33,3% принадлежит АФК «Система». Также присутствуют доли, которые принадлежат Михаилу Якобашвили, сыну экс-владельца «Вимм-Билль-Данна», Никите Шашкину, который считается зятем экс-полпреда президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина, и еще 25% «Холдинг Аква» владеет государственная АО «Кавминкурортресурсы».
«Нарзан» в последние годы, по данным отчетности, терял долю рынка: если в 2018 г. компания выпустила 39,79 млн бутылок воды, то в 2020 г. — 30,81 млн бутылок. Выручка компании в 2020 г. достигла 816,61 млн руб., чистая прибыль — 36,12 млн руб. Согласно данным Euromonitor International, «Нарзан» занимает около 1% рынка газированной воды в России с оборотом 107,13 млрд руб. в 2021 г.
Снижение показателей бренда может быть связано с ужесточением конкуренции, операционными сложностями и нехваткой средств для продвижения, считает один из основателей Famous Amazing Brands (бренды Vanilla Flight и Anarchy) Антон Стельмаков. По его словам, категория минеральных вод в целом одна из самых устойчивых на рынке, а «Нарзан» он считает одним из трех наиболее знаковых брендов на российском рынке. Согласно прогнозам IDS Borjomi, рынок бутилированной воды будет расти в России на 5% ежегодно до 2025 г.