Unilever задумалась о продаже Lipton и Brooke Bond
Проблемы чайного бизнеса связаны с замедлением продаж в развитых странах и критикой правозащитников
Корпорация Unilever выделила чайный бизнес в отдельную компанию Ekaterra, а теперь задумалась о ее продаже, пишет Financial Times. В управление дочерней структуре передали бренды Lipton, Brooke Bond, PG Tips, Pukka, T2, TAZO, а также чайные плантации в Кении, Танзании и Руанде. При этом Unilever продолжает напрямую контролировать операции в Индии, Индонезии и Непале — «по организационным причинам».
Аналитик Euromonitor Мэтью Барри оценивает объем розничных продаж Ekaterra в $3,6 млрд. Источники FT сообщают, что весь чайный бизнес может обойтись покупателю в £4–5 млрд, а в числе претендентов называют инвестфонды Advent, Carlyle и CVC.
Очередной этап торгов должен состояться сегодня, при этом Unilever допускает возможность партнерства и проведения IPO Ekaterra.
Сделку может осложнить конфликт с правозащитниками и замедление продаж на развитых рынках. Обеспеченные потребители переходят на альтернативные варианты напитков вроде кофе, травяных чаев и комбучи (чайного гриба), что выражается в медленном, но верном снижении продаж традиционного черного чая в западных странах. Пандемии удалось ненадолго переломить эту тенденцию, но аналитики полагают, что снижение продаж является долгосрочным трендом.
Согласно подсчетам Euromonitor, за пять лет, с 2015 по 2020 г. продажи пакетированного чая Unilever в развитых странах сократились на $27 млн. В то же время развивающиеся рынки, такие как Россия, Пакистан и Саудовская Аравия, увеличивают потребление черного чая. Фокус на этих рынках, а также развитие альтернативных категорий (например, травяных чаев) может стать шансом для Ekaterra, считают эксперты.
Что касается критики правозащитников, то она имеет прямое отношение к модели чайного бизнеса Unilever. Корпорации принадлежат крупные плантации, чьи работники полностью зависят от их руководства. Такая модель напоминает о колониальном прошлом и зачастую связана с нарушением прав человека.
За последние годы Unilever оказалась в центре нескольких скандалов. Один из недавних связан с автоматизацией производственных процессов и сокращениями рабочих мест в Кении, что вызвало недовольство профсоюзов. Однако более серьезный конфликт связан с инцидентом 2007 г., когда во время этнических столкновений было совершено нападение на плантацию Керичо. Нападавшие изнасиловали 56 женщин, многие сотрудники были ранены. 218 кенийцев обратились в органы ООН, обвинив корпорацию в отсутствии помощи пострадавшим. Жертвы нападения добиваются компенсации и оказания медицинской и психологической помощи.
После долгих судебных разбирательств Unilever начала собственное
расследование, чтобы разрешить конфликт с работниками плантации. Вышеописанные
проблемы беспокоят потенциальных покупателей, утверждает один из источников FT.
Другой собеседник полагает, что покупатели преувеличивают масштаб проблем с
целью сбить цену.