Мировые продажи драгоценных камней падают
Мировая индустрия алмазов и бриллиантов переживает не лучшие времена, говорится в докладе The Global Diamond Industry 2019. Торговые войны между США и Китаем и признаки возможной глобальной рецессии снижают потребительскую уверенность
После периода умеренного роста в 2017–2018 годах мировая алмазная промышленность «отчаянно боролась за сохранение позитивной динамики» в начале 2019 г., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на ежегодный доклад антверпенского Всемирного центра алмазной промышленности и консалтинговой компании Bain & Company. Тем не менее из-за изменений на рынках США и Китая мировой рынок бриллиантов по итогам 2019 г., скорее всего, сократится на 2%.
Сокращение спроса на двух ведущих рынках мира вызвано снижением потребительской уверенности и ростом геополитической неопределенности, вызванной торговыми войнами. При этом продажи алмазного сырья по итогам года могут упасть еще сильнее — на 25%.
«Несмотря на сложности краткосрочного характера, мы ожидаем позитивного развития событий на рынке в долгосрочной перспективе, — считает партнер Bain & Company, ведущий автор отчета Ольга Линде. — Индустрии для начала нужно справиться с рыночной неопределенностью в 2019–2020 годах из-за сохранения геополитической нестабильности, сильных признаков надвигающейся рецессии и ограниченной маркетинговой поддержки рынка, особенно для небрендовых и бюджетных украшений. С другой стороны, брендовые бриллиантовые украшения премиум-класса, которые составляют около 15% всего рынка, скорее всего, покажут хорошую динамику, показав рост в пределах 10%».
Днем раньше горнодобывающая компания Anglo American, которой принадлежит один из крупнейших производителей алмазов — компания De Beers, выпустила презентацию для инвесторов, в которой сообщила о «сложных условиях на рынке алмазов и бриллиантов», что, в частности, выразилось в сокращении выручки соответствующих операций компании на 26% к 2018 г. На этом фоне Anglo American анонсировала сокращение добычи алмазов в 2020–2021 годах по сравнению с представленными ранее планами — примерно на 1 млн карат в год.
Говоря о ситуации на ключевых регионах, эксперты Bain отмечают, что в США продажи бриллиантовых украшений в 2019 г., скорее всего, сократятся на 2%, тогда как годом ранее выросли на 3%. Помимо снижения потребительской уверенности и неопределенности из-за возможной рецессии, важным фактором стали отношения с Китаем.
В Европе ситуация на рынке алмазов и бриллиантов по итогам 2019 г., скорее всего, останется стабильной. Негативные последствия, связанные с продолжающейся политической нестабильностью из-за «Брексита» и ростом протестов во Франции, были компенсированы ростом затрат со стороны туристов, приезжающих в еврозону.