Group M: российский рекламный рынок в 2015 году откатился на пять лет назад
Генеральный директор российского офиса британской медиакомпании Нил Хардвик на конференции This Year Next Year 2015 представил доклад по состоянию медиарынка в кризисном году
По оценке Group M, в 2015 году российский рынок в рублях упадет на 12%. Таким образом, индустрия вернулась на пять лет назад. В долларовом выражении рынок сократится на 43% и окажется на уровне 2006 года. Отрицательную динамику продемонстрируют все медиасегменты, кроме интернета, доходы которого вырастут только благодаря контекстной рекламе.
Телереклама упала на 10% в рублях, что не может не сказаться в будущем на качестве контента. В результате резкого роста курса валют стоимость иностранного контента выросла на 24-45%, и медиакомпании вынуждены сокращать бюджеты на производство собственных программ. Это может привести к оттоку телезрителей. Снижение охвата – одна из проблем медиаиндустрии, о которой стоит беспокоиться, заявил генеральный директор Group M.
Рынок печатной прессы оказался под влиянием нескольких негативных факторов: рост стоимости бумаги (40%) и полиграфии (25%), снижение доли подписчиков (22%). Печатные издания будут вынуждены повышать цены, что приведет к падению аудитории. Нил Хардвик отметил, что в следующем году агентствам предстоит пересмотреть, каким образом использовать прессу в своих стратегиях.
По оценке Group M, наружная реклама в 2015 году упадет на 27%, испытывая последствия кризиса, тяжелых аукционов, уход с рынка нескольких игроков («НИКЭ», «Бульварное кольцо», «Гема»).
Государственное регулирование и новые инициативы правительства будут оказывать серьезное влияние на развитие медиарынка. Предложение Госдумы ввести ограничения на рекламу нездоровой пищи нанесет урон ТВ, радио и печатной прессе. Потенциальные потери индустрии оцениваются в 15-20 млрд рублей. Ограничение рекламы фармацевтической продукции, обсуждавшееся в сентябре этого года, и ГОСТ по наружной рекламе, который станет обязательным с марта 2016 года, могут отнять у рынка еще 40-55 млрд рублей и 15-25 млрд рублей соответственно. По словам представителя Group M, нет основания полагать, что в 2016 году государственное давление на рынок уменьшится.
В 2016 году Group M прогнозирует небольшой (в 2%) рост в целом по рынку. Драйверами станут видеореклама, мобайл и контекстная реклама. Group M не рекомендовал делать печатную, наружную и дисплейную рекламу основными в стратегии.