13 Октября 2014 | 10:10

Россияне начинают тратить сбережения

Покупки россиян похожи на предкризисные действия, а инфляционные ожидания снижают и без того невысокую долю сбережений российских семей. Соотечественники переключились на покупку крупных товаров, что вполне соответствует классическому поведению перед спадом, считают экономисты

Картинка Россияне начинают тратить сбережения

«Пока есть деньги»

Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги как перед кризисом. Опрос ЦБ зафиксировал в сентябре максимальную за всю историю наблюдений склонность населения к крупным покупкам.

Рост потребительских цен ускоряется, и это становится заметным все большему числу потребителей. По сравнению с августом, на который пришлось введение продовольственного эмбарго, доля россиян, которые отметили ускорение роста цен, выросла на 6 п.п., до 34%, согласно опросу 2000 человек, проведенному по заказу Банка России 15–22 сентября. Это меняет потребительское поведение: люди стремятся успеть купить товары, пока цены на них не выросли еще больше. Доля респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, увеличилась на 2% по сравнению с августом, также до 34% – это максимальное значение за всю историю наблюдений, признаются в ЦБ.

Опубликованный на прошлой неделе опрос от Сбербанка CIB показал, что крупные покупки – единственный компонент спроса, демонстрирующий рост: с минус 14% в июне до минус 12% в сентябре. «Вероятно, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением рубля, а также с общей нестабильностью в экономике», – пишут аналитики.

Росстат также уже второй квартал подряд фиксирует максимальные с третьего квартала 2008 года значения индекса благоприятности условий для крупных покупок, следует из обзора потребительских ожиданий в России в третьем квартале 2014 года от 7 октября.

«Всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже», – объясняет директор центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова. «Основная причина роста потребления крупных товаров – неопределенность в отношении будущего курса валюты», – соглашается главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.

Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов вспоминает, что также вели себя потребители в 2008 году: «Когда население начинает чувствовать, что скоро будет волна кризиса, люди начинают в режиме «пока есть деньги» экстренно производить крупные покупки, чтобы избегать их в более поздний период». На это же указывают Лисоволик и Овчарова.

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.