Россияне начинают тратить сбережения
Покупки россиян похожи на предкризисные действия, а инфляционные ожидания снижают и без того невысокую долю сбережений российских семей. Соотечественники переключились на покупку крупных товаров, что вполне соответствует классическому поведению перед спадом, считают экономисты
«Пока есть деньги»
Россияне боятся девальвации рубля и роста цен, поэтому тратят деньги как перед кризисом. Опрос ЦБ зафиксировал в сентябре максимальную за всю историю наблюдений склонность населения к крупным покупкам.
Рост потребительских цен ускоряется, и это становится заметным все большему числу потребителей. По сравнению с августом, на который пришлось введение продовольственного эмбарго, доля россиян, которые отметили ускорение роста цен, выросла на 6 п.п., до 34%, согласно опросу 2000 человек, проведенному по заказу Банка России 15–22 сентября. Это меняет потребительское поведение: люди стремятся успеть купить товары, пока цены на них не выросли еще больше. Доля респондентов, которые считают, что сейчас хорошее время для крупных покупок, увеличилась на 2% по сравнению с августом, также до 34% – это максимальное значение за всю историю наблюдений, признаются в ЦБ.
Опубликованный на прошлой неделе опрос от Сбербанка CIB показал, что крупные покупки – единственный компонент спроса, демонстрирующий рост: с минус 14% в июне до минус 12% в сентябре. «Вероятно, это отражает опасения населения, связанные с инфляцией и ослаблением рубля, а также с общей нестабильностью в экономике», – пишут аналитики.
Росстат также уже второй квартал подряд фиксирует максимальные с третьего квартала 2008 года значения индекса благоприятности условий для крупных покупок, следует из обзора потребительских ожиданий в России в третьем квартале 2014 года от 7 октября.
«Всякий раз, когда рубль обесценивается, население предпочитает мобилизовать ресурсы на покупку дорогих и крупных товаров, понимая, что завтра может быть еще хуже», – объясняет директор центра анализа доходов и уровня жизни населения ВШЭ Лилия Овчарова. «Основная причина роста потребления крупных товаров – неопределенность в отношении будущего курса валюты», – соглашается главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик.
Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов вспоминает, что также вели себя потребители в 2008 году: «Когда население начинает чувствовать, что скоро будет волна кризиса, люди начинают в режиме «пока есть деньги» экстренно производить крупные покупки, чтобы избегать их в более поздний период». На это же указывают Лисоволик и Овчарова.
Источник: РБК