Медиапрогноз: российские бюджеты онлайн-рекламы к концу года вырастут на 30%
Британский коммуникационный холдинг GroupM (WPP) опубликовал аналитический отчет о состоянии и динамике мирового рынка интернет-рекламы
России посвящен целый раздел исследования. Авторы отмечают, что объем
телесмотрения в стране постепенно уменьшается – например, среди женщин в
возрасте 20-34 (одна из наиболее привлекательных для маркетолога целевых
аудиторий) он сократился на 15% с 2006 года. Одновременно растет потребление
онлайн-продуктов.
Рассмотрим подробнее некоторые характеристики и показатели развития сегмента
digitalad российского рынка.
Таблица 1. Динамика бюджетов онлайн-рекламы, Россия
Рекламные бюджеты в интерактивных медиа, млн руб. |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
Дисплейная реклама |
4,900 |
6,250 |
7,100 |
10,450 |
15,470 |
18,200 |
23,500 |
Поисковое продвижение |
5,900 |
8,650 |
10,700 |
16,350 |
26,330 |
38,000 |
50,000 |
Всего |
10,800 |
14,900 |
17,800 |
26,800 |
41,800 |
56,200 |
73,500 |
Как видно из данных таблицы 1, бюджеты растут постоянно и довольно значительными темпами – исходя из анализа динамики прошлых периодов, на 2013 год ожидается рост более чем на 30%, что весьма существенно.
Таблица 2. Динамика объема онлайн-аудитории, Россия
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
Взрослое поколение старше 16 лет |
57,973 |
57,756 |
57,807 |
57,762 |
60,362 |
60,000 |
Потребители интернета |
17,188 |
27,068 |
32,393 |
34,711 |
38,762 |
41,000 |
Обладатели смартфонов, % |
|
|
|
17,2 |
24,2 |
30,0 |
Обладатели планшетников, % |
|
|
|
|
5.5 |
14,0 |
Общий бюджет е-commerce |
|
|
|
486,320 |
626,206 |
800,000 |
Общий бюджет e-commerce, млн долларов |
|
|
|
15,452 |
19,897 |
25,419 |
Бюджет е-commerce |
|
|
|
14,011 |
16,155 |
19,512 |
Бюджет e-commerce |
|
|
|
445 |
513 |
620 |
В 2013 году ожидается увеличение онлайн-аудитории в 2,5 раза по сравнению с 2008 годом (таблица 2), хотя можно отметить, что, начиная с 2009 года, рост аудитории замедлился. Примечательно, что увеличение бюджетов е-commerce обгоняет рост объема аудитории. Количество обладателей смартфонов растет устойчиво, хоть и плавно, в случае же с планшетниками наблюдается резкий рост популярности.
Таблица 3. Динамика медиапотребления взрослой аудиторией в России
Использование аудиторией 16+ различных медиа (в десятичных числах) |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
Онлайн |
2,18 |
2,23 |
2,28 |
ТВ |
2.78 |
2,68 |
2,65 |
Печать |
0,29 |
0,28 |
0,27 |
Радио |
2,07 |
1,95 |
1,95 |
Всего |
7,32 |
7,14 |
7,15 |
% времени online от всего времени медиапотребления |
30 |
31 |
32 |
Из данных таблицы 3 видно, что на фоне незначительного снижения объемов медиапотребления (как общего, так и по видам отдельных медиа) потребление интернета немного растет.
Таблица 4. Российские посетители Топ-3 отечественных сайтов и их поведение
Топ-3 российских сайтов |
Уникальные посетители, млн чел. (декабрь 2012) |
Средняя длительность пребывания на сайте за одно посещение, мин. |
Yandex.ru |
51,0 |
2,7 |
Mail.ru (homepage) |
49,0 |
4,1 |
Vk.com |
44,0 |
9,8 |
Больше всего времени россияне любят задерживаться в социальной сети «Вконтакте». Примечательно, что наряду с Японией и Китаем Россия вошла в число стран, где существуют достаточно сильные отечественные конкуренты популярному во всем мире Facebook.
Таблица 5. Посетители глобальных сайтов, их поведение и взаимодействие с рекламой, Россия
ТОП глобальных сайтов |
Уникальные посетители, млн чел. (декабрь 2012) |
Средняя длительность пребывания на сайте за одно посещение, мин. |
Количество секунд, которое пользователь тратит на взаимодействие с рекламой (учитываются все действия пользователя, регистрируемые сервером, даже когда курсор мыши находится над рекламой), за один визит |
|
5,7 |
1,9 |
2 |
|
14,6 |
4,3 |
4 |
YouTube |
29,0 |
13,2 |
13 |
Yahoo |
2,6 |
4,1 |
4 |
Googlesearch |
28,0 |
1,0 |
1 |
|
0,5 |
2,8 |
3 |
Самым популярным ресурсом в России является YouTube, где также отмечено наибольшее количество времени взаимодействия с рекламой. Поисковик Google почти так же популярен, но реклама там россиян привлекает меньше, чем на других сайтах, можно даже сказать, что они почти не обращают на нее внимания.
Таблица 6. Развитие широкополосного доступа и динамика бюджетов интернет-рекламы, Россия
Показатель/год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013f |
Обладатели |
1,200 |
2,345 |
4,186 |
6,822 |
10,278 |
13,266 |
16,298 |
18,609 |
20,549 |
Домохозяйства с широкополосным |
2 |
4 |
8 |
13 |
19 |
24 |
29 |
33 |
36 |
Бюджет интерактивной |
38,2 |
116,0 |
100,0 |
38,0 |
19,5 |
50,6 |
56,0 |
34,4 |
30,8 |
Доля бюджетов |
1,9 |
3,2 |
5,0 |
5,8 |
9,5 |
12,3 |
15,9 |
19,1 |
22,5 |
Бюджеты дисплейной |
54 |
95 |
156 |
199 |
226 |
332 |
492 |
578 |
747 |
Динамика объема |
|
76,5 |
63,3 |
27,6 |
13,6 |
47,2 |
48,0 |
17,6 |
29,1 |
Бюджеты поисковой |
|
|
187 |
275 |
340 |
519 |
837 |
1,207 |
1,589 |
Динамика объема |
|
|
|
46,6 |
23,7 |
52,8 |
61,0 |
44,3 |
31,6 |
Бюджет интерактивной |
|
|
|
10 |
13 |
15 |
16 |
22 |
32 |
Из таблицы 6 видно, что широкополосный доступ в сеть становится доступен все большему количеству пользователей. При этом, рост этого показателя за последние два года несколько замедлился по сравнению с 2005-2011 годами.
Бюджеты интерактивной рекламы в России после резкого подъема в 2010 году перестали расти, так и не достигнув рекордных отметок 2006-2007 годов. В прошлом году они вообще значительно снизились, и на 2013 год тоже планируется их снижение, хоть и более плавное. Бюджеты дисплейной и поисковой рекламы растут и, по мнению исследователей, этот тренд продолжится.
Если говорить о глобальных тенденциях – в 2012 году объем рынка цифровой рекламы составил $99 млрд, показав рост по сравнению с предыдущим годом на 16,2%. На интернет пришлось 19,5% общерекламного бюджета. В текущем году общемировые расходы на интернет-рекламу достигнут $113,5 млрд, а объем этого рынка вырастет на 14,6%.
Отчет доступен для скачивания по ссылке.