Прогноз ZenithOptimedia: Рост глобального рекламного рынка ускорится с 3,9% в 2013 году до 5,6% в 2015
По итогам 2013 года объем российского рекламного рынка вырастет на 12,5%, до 335 млрд рублей
ZenithOptimedia прогнозирует, что общемировые расходы на
рекламу в 2013 году вырастут на 3,9% по сравнению с прошлым годом и достигнут
$518 млрд. В 2015 году рост глобального рынка составит 5,6%. Российский рынок
продолжает оставаться одним из самых быстро развивающихся с прогнозируемым
ростом на 12,5% в 2013 году.
Медиакоммуникационная группа ZenithOptimedia опубликовала очередной
прогноз развития рекламного рынка до 2015 года. Согласно прогнозам, глобальные
инвестиции в рекламу в 2013 году увеличатся на 3,9% по сравнению с предыдущим
годом и составят $518 млрд. Большая часть этого роста, как и в предыдущие годы,
придется на развивающиеся рынки, где расходы на рекламу в 2013 году
вырастут в среднем на 8,2%. Развитые рынки продемонстрируют более
скромный рост: +1,8%. Пик роста рекламных инвестиций на обоих рынках придется
на 2015 г.: +9,4% на развивающихся и +3,5% на развитых рынках.
Как на глобальном уровне, так и в России
интернет–реклама продолжит оставаться одним из основных двигателей рекламного
роста. В большей степени это связано с развитием цифровых технологий,
появлением инноваций, различных технологических платформ позволяющих эффективно
взаимодействовать с мобильными устройствами. В 2013 году инвестиции на рекламу
в этом медиа в мире вырастут на 14,4%; в России – на 30%.
Темпы роста расходов на рекламу в традиционных медиа останутся
низкими: 1,6% на глобальном уровне и 8% в России.
Самым проблемным сектором с точки зрения прироста рекламных инвестиций
останутся печатные СМИ, доля которых год от года
сокращается.
По прогнозу ZenithOptimedia на глобальном уровне интернет-реклама по
объему превзойдет рекламу в печатных СМИ в 2015 году. В России это уже
состоялось в 2011 году.
Российский рекламный рынок, несмотря на снижение темпов роста в исторической проекции, логичное для развивающихся рекламных держав, продолжит опережать большинство стран мира – как развитых, так и развивающихся по динамике роста объемов рекламных инвестиций.
В России в 2013 году ожидается рост на 12,5%. Даже самые
динамичные рынки - стран Латинской Америки, развивающихся стран Азии, Восточной
Европы и Центральной Азии - в 2013-2015 гг. ожидает средний ежегодный
рост не выше 10%. В других регионах мира эта цифра еще более скромна – в
Северной Америке и развитых азиатских странах рост ожидается на уровне 5%. В
некоторых странах зоны евро он вовсе будет отрицательным.
Несмотря на бурный рост рекламных рынков развивающихся стран, крупнейшим
рынком, как с токи зрения объемов, так и вклада в глобальный рекламный рост,
продолжает оставаться США. В 2012-2015 гг. эта страна обеспечит мировой
рекламе 28% от всех новых средств, привлеченных в рекламу. В денежном выражении
это составит $76 млрд.
В списке рекламных супердержав к 2015 году нас ждут перемены. Только 6 из 10 крупнейших рекламных держав в ближайшие годы сохранят свои позиции в топ-10. Три страны опустятся вниз по рейтингу, Бразилия поднимется с 6го на 5е место, а Россия – с 11го на 7е.
В целом, прогноз развития мирового рекламного рынка остается оптимистичным. Мировая экономика продолжит расти и стимулировать рост рекламного рынка. По ожиданиям ZenithOptimedia, после роста на 3,9% в 2013 году, темпы роста глобального рынка вырастут – до 5% в 2014 году и 5,6% в 2015.
"Мировая экономика продолжит укрепляться и перед многими рекламодателями откроются новые возможности для расширения бизнеса. Реклама является одним из важнейших инструментов для запуска новых продуктов и выхода в новые категории. И мы ожидаем увеличения рекламных инвестиций там, где рекламодатели смогут повысить коэффициент окупаемости инвестиций (ROI)", – говорит Стив Кинг, CEO ZenithOptimedia Group.
ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЕКЛАМНОГО РЫНКА: ДЕТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
- Динамика роста глобальных расходов на рекламу увеличится в
ближайшие три года с 3,5% в 2012 г. до 3,9% в 2013 и 5,6% в 2015
- Вклад развивающихся рынков в глобальный рост в период с 2012 по 2015 гг.
составит 63%, доля этих рынков в глобальных расходах на рекламу вырастет с 34%
до 38%.
- В Восточной Европе, Центральной Азии и Латинской Америке продолжится
стабильный рост, опережающий по своим темпам общемировой – на уровне 10% в
год
- Реклама в Северной Америке и развитых азиатских странах будут расти на 4-5%
ежегодно
- В странах Периферии еврозоны в 2013 г. продолжится сокращение расходов на
рекламу – до -7%, рынок стабилизируется в 2014 г., и выйдет в рост (на 3%) в
2015
- Северная и Центральная Европа в 2013 году покажут нулевую динамику
относительно 2012, в 2014 и 2015 гг. ожидается небольшой рост – на 2% в
год
- Глобальные расходы на рекламу в интернете превзойдут затраты на рекламу в
прессе в 2015 г.
По прогнозам сети ZenithOptimedia, в 2013 году рост глобальных рекламных затрат увеличится по сравнению с прошлым годом на 3,9%. В прошлом, декабрьском прогнозе предсказывался рост на 4,1%. При этом, в финансовом выражении прогноз по объему глобального рынка вырос на $430 млн по отношению к предыдущему –-$518 млрд в 2013 году. Расхождение в процентах роста между прогнозами связаны с тем, что фактические расходы на рекламу в прошлом году превысили наши ожидания, опубликованные в начале декабря 2012 г.
Эксперты в области макроэкономики сходятся во мнении, что концу этого года Еврозона выйдет из кризиса, а в ближайшие три года мировую экономику ожидает постепенный рост. Мы ожидаем, что рекламный рынок продолжит идти в ногу с экономикой, постепенно приближаясь по динамике к прогнозируемому росту ВВП. В 2014 году глобальный рекламный рынок вырастет на 5%, а в 2015 – на 5,6%.
Большая часть рекламного роста, как и в предыдущие годы, придется на развивающиеся рынки – они вырастут в среднем на 8,2% в 2013 году. Развитые – лишь на 1,8%. Пик роста как развивающих, так и развитых рынков придется на 2015 г. – рынки вырастут на 9,4% и 3,5%, соответственно.
ПРОГНОМ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ БЛОКАМ
В прошлом, декабрьском прогнозе, мы разбили страны на региональные блоки, темпы роста в которых схожи по динамике.
Источник: ZenithOptimedia
В еврозоне мы выделили четыре страны – Португалию, Ирландию, Грецию и Испанию,
которые пострадали от кризиса серьезнее остальных. Этот блок получил название –
Периферия еврозоны. Рекламные рынки стран сократились на 15,5% по итогам 2012
года. В 2013 г. Падение расходов на рекламу продолжится, но с меньшей динамикой
– на -6,6%. Восстановление начнется лишь в 2014 году. В 2015 г. мы ожидаем в
этом блоке скромный рост – на 3%.
Блок Северная и Центральная Европа (Чехия, Польша, Венгрия, Великобритания, Германия, Франция и пр.) развиваются медленнее Восточной Европы во главе с Россией и Украиной. Большинство этих стран находятся в еврозоне или имеют тесные экономические отношения с ней. После сокращения на 0,4% в 2012 году, рекламные расходы в этом регионе вырастут – на 0,2% в 2013 г, и на 2% в 2014 и 2015 гг.
Восточная Европа и Центральная Азия продолжают быстрое восстановление после кризиса 2009 года. В этом блоке расходы на рекламу будут расти по 10-11% в год вплоть до 2015 года.
Что касается других блоков, рекламный рынок в Японии в 2012 году начал восстановление восстановление после катастроф 2011 г., рост расходов составил 3,6%. В 2013 его ожидает более скромный рост – на 1%. В Развитых азиатских странах (Гонконг, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея) рост в прошлом году составил 2,6%. В 2013 году динамика вырастет до 4,5%. В Развивающихся странах азиатского региона (Китай, Индия, Индонезия, Малазия, Пакистан, и пр.) в 2012 году рост составил 11,2%. В 2013-2015 гг. динамика не изменится, среднегодовой рост составит 10-11%. Реклама в Северной Америке в 2013-2015 гг. будут расти на 4-5% ежегодно. Латинскую Америку, так же как и развивающиеся азиатские страны, в этот период ожидает рост на 10% каждый год. Ближний Восток и Северная Африка после скромного роста в 2012 года (на 1,4%), ожидает более бурное развитие – рост на 5,5% в 2013 г., на 6,8% в 2014 и на 8,9% в 2015.
Источник: ZenithOptimedia
СТРАНЫ С НАИБОЛЬШИМ ВКЛАДОМ В РОСТ МИРОВОГО РЕКЛАМНОГО РЫНКА
Несмотря на продолжающийся рост рынков развивающихся стран, по оценкам ZenithOptimedia, США продолжает являться страной, приносящей глобальному рекламному рынку больше всего новых рекламных бюджетов для роста. В 2012-2015 гг. ее вклад составит 28% (или $76 млрд.). На долю развивающихся стран с наибольшим вкладом придется порядка 63% новых рекламных инвестиций. К 2015 г. доля этих рынков в глобальных расходах на рекламу вырастет до 38% (в прошлом году было 34%).
--
Source: ZenithOptimedia
Только 6 из 10 крупнейших рекламных держав в ближайшие три года сохранят свои
позиции в топ-10. Три страны опустятся вниз по рейтингу – Великобритания с 5 на
6 место, Франция – с 7 на 9, Канада выйдет из списка лидеров. К 2015 году
Бразилия займет 5 место, а Россия поднимется с 11 на 7.
Источник: ZenithOptimedia
РЕКЛАМНЫЕ РАСХОДЫ ПО МЕДИА
Интернет-реклама продолжит оставаться самым динамично развивающимся медиа. По прогнозам ZenithOptimedia в 2013-2015 гг. интернет-реклама будет расти со средней «скоростью» 14% ежегодно. Основными двигателями роста на глобальном уровне остаются онлайн-видео и реклама в социальных медиа.
Источник: ZenithOptimedia
Интернет-реклама продолжает увеличивать свою долю. С 2002 по
2012 год ее доля выросла на 15%. В то же время, доля рекламы в газетах упала на
12%, а в журналах – на 5%. По прогнозу ZenithOptimedia, глобальная доля
интернет-рекламы вырастет до 23,4% в 2015 году, а реклама в газетах и журналах
будет сокращаться в среднем на 1-2% в год. В 2013 году расходы на
онлайн-рекламу впервые превысят расходы на рекламу в газетах, а в 2015 году
интернет-реклама превзойдет совокупные рекламные затраты на газеты и
журналы.
Интернет также остается лидирующим медиа по вкладу в рост мирового рекламного
рынка. В 2013-2015 гг. на его долю придется около 59% от всех новых рекламных
долларов. Немного отстает телевидение с 40% долей.
Source: ZenithOptimedia
Доля телерекламы в общих рекламных расходах на глобальном уровне стабилизируется после медленного роста в последние десятилетия. В 1980 году доля ТВ-рекламы составляла 31% от общих рекламных расходов по всем медиа, в 1990 г. – 32%, в 2000 г. – 36%, в 2010 г. - 39% в. Пройдя пик в 40,4% в 2013 году, ее доля начнет снижаться - до 40,3% к 2015 году.
Источник: ZenithOptimedia
РОССИЙСКИЙ РЫНОК
По прогнозу коммуникационной группы ZenithOptimedia Group
Russia, по итогам 2013 года прирост объемов рекламных инвестиций составит
12,5%. В денежном выражении расходы на рекламу достигнут отметки в 335 млрд
рублей. Напомним, что в 2012 году российский рынок вырос на 12,9% до 298 млрд
рублей.
Снижение динамики объясняется некоторым замедлением экономической активности
относительно показателей докризисного уровня. По данным Минэкономразвития,
темпы роста ВВП в 2013-2017 гг. снизятся по отношению к динамике роста в
2000-2008 гг. Снижение будет объясняться несколькими факторами, среди которых
по-прежнему высокая зависимость от цен на природные ресурсы и их истощение,
недостаточно развитый банковский сектор и пр.
Несмотря на это, темпы роста российского рекламного рынка будут в несколько раз
опережать соответствующие показатели как глобального, так и
восточноевропейского рынков. Российская экономика продолжает восстанавливаться
после кризиса и, по ожиданиям ряда экспертов во второй половине 2013 года
появятся признаки ее роста.
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
110'800 |
131'500 |
143'260 |
156'184 |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
38'000 |
40'400 |
41'200 |
42'024 |
Радио |
10'300 |
11'845 |
14'617 |
17'028 |
Наружная реклама |
29'700 |
34'300 |
37'700 |
41'093 |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
26'800 |
41'800 |
56'388 |
73'305 |
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
3'100 |
4'092 |
4'816 |
5'601 |
ИТОГО |
218'700 |
263'937 |
297'981 |
335'236 |
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013* |
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) |
14.9% |
18.7% |
8.9% |
9.0% |
Печатные СМИ (газеты, журналы, рекламные издания) |
6.7% |
6.3% |
2.0% |
2.0% |
Радио |
11.3% |
15.0% |
23.4% |
16.5% |
Наружная реклама |
17.9% |
15.5% |
9.9% |
9.0% |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) |
40.1% |
56.0% |
34.9% |
30.0% |
Прочие носители (в т.ч. indoor и кинотеатры) |
40.9% |
32.0% |
17.7% |
16.3% |
ИТОГО |
16.5% |
20.7% |
12.9% |
12.5% |
*- прогноз